• Механическая обработка и изготовление деталей из металла
  • Комплектация производства промышленным оборудованием
  • Комплексная поставка микроэлектронных компонентов
+7(342)203-78-58
Тех.отд: +7-922-308-78-81

Наличников: Виртуальный музей фотографий традиционных резных деревянных наличников.

Опубликовано: 07.01.2023 в 18:09

Автор:

Категории: Алмазная техника

Деревянные наличники уральского города Алапаевска |

Деревянные наличники города Алапаевска

Алапаевские наличники весьма просты и бесхитростны – так может показаться на первый взгляд. Однако в этом кроется секрет – этой кажущейся простоты почему-то нигде практически нет – и этим резные наличники Алапаевска интересны и даже уникальны.

Дело в том, что узоры и мотивы, использованные резчиками по дереву – одни из самых древних. Символы солнца – возможно самые первые, которыми люди стали украшать свои дома. И именно они использованы в оголовках алапаевских наличников в изобилии.
Если отыскать изображение старых наличников в каком-нибудь музее, или в старых книгах, то почти наверняка там будет описываться наличник, который имеет много общего с теми, что сохранились в Алапаевске и поныне.

Про Алапаевск я, каюсь, не слышал до того, как туда собрался ехать.
Да и многие про него бы никогда не услышали, и не если бы тут не подалёку не находилось место смерти последнего Императора России.
Потому что город совсем небольшой и совсем не туристический.
Хотя может быть мне так показалось, потому что я здесь был зимой и в -32?

Вы возможно заметили, что только три наличника из представленных навешены на облицованных досками стены, а остальные – на голые бревенчатые стены срубов. В этом вероятно отражается местная практичность. По крайней мере – в Карелии и Мурманской области, вопреки моим ожиданиям северной красоты – такие же бревенчатые дома и совсем немного узоров на наличниках. Как-то недосуг видимо народу при таком климате выстругивать кружева на наличники.

1.

А вот этот первый наличник мне напоминает Костромской.
Конечно привязка этих узоров к наличнику весьма условна. Но к окну они уж точно имеют отношение.

 

2.

Это окошко напоминает сильно упрощённую Иркутскую версию.

 

3.

А вот таких наличников – с этими дырочками – раньше встречать не приходилось!

 

4.

5.

Удивительным образом проникший в самые дальние уголки страны модерн!

 

6.

Вот интересно, что некоторые наличники со ставнями, а некоторые нет. Хотя логика в этом тоже есть – Урал и Сибирь заселялись людьми из разных регионов с разными традициями. Кто-то делал как и дома – со ставнями. А кто-то без.

 

7.

8.

9.

Тут в теме про Екатеринбург высказали предположение про использование при изготовлении узоров для наличников – чертежных лекал – вот здесь по-моему та же история.

 

10.

11.

А вот здесь вообще нечастая ситуация – совсем некрашеный дом. Не только брёвна, но и сам наличник некрашен. Не пообоюсь утверждать, что это наверное единственный виденный мной некрашеный наличник со ставнями!

 

12.

13.

Очень простой наличник, зато какие узоры на окнах!

 

14.

15.

16.

17.

А вот опять уже появляющиеся тут “дырочки”.

 

18.

19.

А эти окна создают очень праздничное, морозное настроение. Вообще тёмно-коричневый и белый – это уже торжественно, а голубой ещё добавляет праздника.

 

20.

21.

Дальше несколько простых по структуре наличников. Они интересны конечно тем, что всем им по меньшей мере лет 120.

 

22.

23.

24.

25.

26.

Хотя вот этот вот конечно младше. Сейчас дом уже не помню, скорее всего ему не больше полусотни лет.

 

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Вот и всё на сегодня.
Спасибо, что досмотрели до конца 🙂

Автор ivan_hafizovОпубликовано Рубрики 0 — некрашеные наличники, 1 — одноцветные наличники, 2 — двухцветные наличники, 2 — от 60 до 100 лет, без ставень, глухая резьба, Наличники автора, наличники со ставнями, Свердловская область, сквозная резьбаМетки Алапаевск

Наличник

Наличником называется накладное обрамление оконного или дверного проема, гладкое либо украшенное резьбой.

Дверной и оконные наличники

Томск, ул. Красноармейская, 79а; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Дверной и оконные наличники дома оформлены не просто в едином стиле, но с буквальным повторением отдельных элементов и их групп. Так, например, верхние щитки наличников двери и окон совершенно идентичны, на боковых стойках в обоих случаях присутствуют витые колонки и крупный руст снизу.

Первичная функция наличника – не декоративная, а чисто практическая: служить обвязкой проема, закрывать щель между оконной или дверной коробкой и стеной, препятствуя проникновению в дом холода, ветра и влаги.

Богато декорированные наличники

Томск, ул. Татарская, 25; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Несмотря на то, что наличник не окрашен, он смотрится очень нарядно за счет обильного украшения всех структурных элементов. На отдельных участках поверхности можно наблюдать комбинацию нескольких орнаментальных мотивов (например, на верхнем щитке, где композиция «занавес с кистями» осложнена розетками, пальметтой и фигурами богини плодородия по обеим краям доски, а также резными накладками, повторяющими изгибы килевидного карниза), однако это не создает ощущения избыточности декора.

Появление на наличнике резьбы тоже вначале было связано не с украшением, а с защитой жилища, поскольку древний орнамент представлял собой сочетание магических символов, которые выступали как заслон на пути злых духов. Позже обереговое значение резного узора потеряло актуальность, и наличник стал восприниматься как один из декоративных элементов фасада.

Оконный наличник в общем виде повторяет прямоугольную (реже квадратную или иную) форму самого окна и состоит из двух вертикальных (боковых) и двух горизонтальных (верхней и нижней, надоконной и подоконной) частей.

Наличник с акцентированным верхом

Томск, ул. Татарская, 2; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Венчающий карниз-полочку ажурный гребень зрительно вытягивает верхний щиток в высоту и декоративно выделяет эту часть наличника.

Если боковые части обычно совершенно идентичны, то верхняя и нижняя, различаются, иногда довольно существенно. Это обусловлено тем, что верхняя часть, как правило, дополняется карнизом (выступом, отводящим от оконного проема дождевую или талую воду) и декорируется почти всегда более густо, чем нижняя.

Верхний щиток наличника

Томск, ул. Шишкова, 10; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Наличник в форме кокошника украшен ажурной резьбой растительного орнамента, карниз окаймлен сухариками.

О том, что верхний щиток оконного наличника был предметом особого внимания резчиков, свидетельствует большое количество конкурирующих наименований для этой части оконного обрамления: в литературном языке – надоконная, подкарнизная, фризовая доска, в народной речи – лобовая доска, лобань, реже просто лоб, а также платок и очелье. Как видим, в сознании русского человека надоконная доска образно отождествляется с верхней частью человеческого лица либо с прикрывающим ее головным убором, который, как известно, является одновременно и защитой, и украшением.

Верхний щиток наличника с вазончиками на карнизе

Томск, пр. Ленина, 8; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Всю нижнюю часть поверхности надоконной доски наличника занимает накладной орнамент «вазон с растением». Килевидный карниз украшен тремя точеными вазончиками.

Наиболее часто верхний щиток наличников домов Западной Сибири декорируется резными деталями, восходящими к языческой традиции оформления жилища (например, солярным знаком, ромбом как знаком земли, стилизованными изображения богини плодородия), а также распространившимися под влиянием каменной архитектуры барокко и классицизма изображениями занавеса с кистями, гирлянды с цветами и вазона с растением. Карниз же понизу обычно украшается зубчатым орнаментом (сухариками), а на его плечиках и по центру могут размещаться точеные фигурки-вазончики.

Именно особенности оформления верхней части обрамления обычно выступают основаниями для различных классификаций оконных наличников. Важными признаками принадлежности к тому или иному типу является наличие или отсутствие карниза, его форма, наличие или отсутствие надкарнизной части (фронтона и различных вариантов навершия, например, резного ажурного гребня или пальметты).

Наличник в виде плоской рамы

Томск, ул. Кузнецова, 30; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Модерновый наличник-рама имеет простой рисунок и весьма скромный декор, поэтому его выразительность можно оценить только в том случае, когда он рассматривается в совокупности с другими средствами оформления фасада здания.

Так, омский искусствовед Л.В. Чуйко на основании перечисленных признаков выделяет характерные для западносибирского деревянного зодчества формы наличника: традиционные (и возрожденные в период эклектики) кокошник (со скругленным верхом), килевидный наличник, наличник «конем» (с треугольным выступом посредине и плечиками по бокам), с полочкой и подзором; барочные наличники с волютами (завитками) и с разорванным карнизом; классицистические наличники с прямоугольным завершением и с треугольным фронтоном. Особняком в этой типологии стоит лишь модерновый наличник в виде плоской рамы.

Нижний щиток наличника

Томск, ул. Октябрьская, 55; фото В. В. Любимова, 2006 г.

Узкая подоконная доска украшена ушками, резными и точеными свесами, крупным рустом и композицией «вазон с растением»

Нижний щиток оконного наличника в народе называют подолом или фартуком, что вновь обращает на себя внимание единством защитной и декоративной функции. Он может быть узким (до 20 см) или широким (до полуметра), гладким или узорным (в том числе с двухъярусным декором), а также иметь фигурный край и свешивающиеся резные или точеные декоративные элементы (чаще центрированные одиночные либо расположенные по бокам парные – серьги).

Наличники с рельефными боковинами

Томск, пр. Ленина, 58; фото В.В. Любимова, 2011 г.

Боковые стойки наличника, украшенные объемными резными накладками, особенно выигрышно смотрятся не прямо, а сбоку, поскольку именно этот ракурс подчеркивает их рельефность.

Боковые стойки оконного наличника, или просто боковины, также редко остаются без украшения: в Западной Сибири они обычно оформляются в виде граненых или округлых балясин с перехватами, витых колонок, резных пилястр. На некоторых наличниках встречаются ажурные выступы (ушки, крылышки) в верхней, средней и нижней части боковых стоек, а также по бокам надоконной или подоконной доски.

Варианты оформления наличников на стене одного дома

Томск, пер. Нечевский, 11 / ул. Красноармейская, 51; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Слева: наличник с волютным карнизом, стилизованным изображением богини плодородия на очелье, навершием в виде пальметты и волютными ушками; широкая подоконная доска также имеет волютное завершение, украшена крупным рустом и серьгами-кистями; боковины гладкие, что допускает наличие ставен.

Справа: наличник «конем» с композицией «вазон с растением» на очелье; карниз украшен сухариками, нижний край очелья – мелким рустом; узкая подоконная доска дополнена ажурным свесом растительного орнамента на основе комбинации волют и серьгами-ягодками; боковины оформлены как граненые балясины с округлыми вставками, что исключает наличие ставен, в верхней и нижней части декорированы ушками в виде удлиненных волют (сверху примыкающих к очелью), осложненных растительными элементами.

С учетом особенностей декора левый наличник может быть датирован как более ранний (ориентировочно второй половины XIX в.), правый – как более поздний (приблизительно начала XX в.). Вероятно, наличник «конем» был снят с другого дома и установлен взамен разрушившегося волютного (волютные завершения наличников преобладают на фасаде здания).

Встречаются, тем не менее, минимально декорированные (ромбами, рустом) и даже абсолютно гладкие боковые стойки, иногда удлиненные (выступающие за верхнюю границу надоконной и / или нижнюю границу подоконной доски).

Изобретательность западносибирских резчиков в комбинировании и видоизменении известных элементов и мотивов, мастерское сочетание различных видов резьбы и точения породило бесконечное многообразие вариантов оформления окна и сделало оконный наличник наиболее привлекательным элементом убранства дома в целом.

  1. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. – М. : Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. – 140 с. : ил.
  2. Куликова, Л.Г. Наличники городских многоквартирных домов деревянных домов Томска (конец XIX – начало XX века) / Л.Г. Куликова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2006. – № 2 (13). – С. 97-109 : ил.
  3. Наличники в деревянной архитектуре Томска [Электронный ресурс] : [фот.] / фот. М.А. Дронов // Электронная библиотека ELIB.ТОMSK.RU / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – URL: http://http://elib.tomsk.ru/purl/1-22064/, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия : слов.-глоссарий / В.И. Плужников. – М. : Искусство, 1995. – 160 с. : ил.
  5. Чуйко, Л.В. Архитектурно-декоративные элементы деревянного дома, их разновидности и оформление / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – [Параграф] 3.1. – С. 115-146 : ил.
  6. Чуйко, Л.В. Широкие подоконные доски в деревянном зодчестве Западной Сибири / Л. В. Чуйко // Динамика систем, механизмов и машин. – 2012. – № 5. – С. 340-345 : ил.
  7. Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX – начала XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
  8. Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв.: «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
  9. Чуйко, Л.В. Варианты оформления верхнего щитка наличников в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 2 (126). – С. 253-257 : ил.
  10. Чуйко, Л.В. Разновидности западносибирских подоконных досок. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 5 (132). – С. 208-215 : ил.

Architrave Определение и значение — Merriam-Webster

ар · ​чи · ​путешествовать

ˈär-kə-ˌtrāv 

1

: нижняя часть антаблемента, опирающаяся в классической архитектуре непосредственно на капитель колонны

см. иллюстрацию столбца

2

: молдинг вокруг прямоугольного проема (например, двери)

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

Все правительство считает, что школа является фундаментальным архитравом нашего общества.

— Ирэн Доминиони, 9 лет.0021 Forbes , 20 апреля 2021 г.

Сооружение высотой 59 футов, увенчанное архитравом , сделано из мрамора с горы Пентеликус, который также использовался для Парфенона.

History Magazine , 3 декабря 2020 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «архитрав». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Среднефранцузский, от древнеитальянского, от archi- + trave beam, от латинского trab-, trabs — больше at thorp

Первое известное использование

1563, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование наличника было
в 1563 г.

Посмотреть другие слова того же года
архитомия

архитрав

архитравный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Архитрав».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/architrave. По состоянию на 23 декабря 2022 г.

Copy Citation

Еще от Merriam-Webster на

architrave

Тезаурус: Все синонимы и антонимы для architrave

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

спекулировать

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Тест на часто путаемые слова

  • Я пошел в магазин ______, чтобы купить поздравительную открытку.
  • стационарный
    канцелярские товары

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

PLAY

Что такое Architrave и как им пользоваться?

Наличник — обычное бытовое приспособление. Однако для большинства из нас это то, что часто скрыто прямо у всех на виду. Хотя мы ежедневно видим его в наших домах, не многие из нас могут на самом деле определить, что такое наличник, не говоря уже о том, чтобы понять, как и почему он используется.

Надпись: Bullnose Architrave

В этой статье мы объясним все , что вам нужно знать о наличнике как его можно использовать в вашем доме:

Что такое Архитрав?

Наличник — это форма внутренней лепнины, которая используется в большинстве домов, офисов и других зданий. В данном случае это полоса материала, которая закругляет стену и дверь. Хотя «наличник» является правильным термином для молдинга, его также можно ошибочно принять за:

  • Дверную коробку
  • Окантовка двери
  • Дверная рама

«Но что такое молдинг салона?»

Мы слышим вас громко и ясно… Внутренний молдинг, или просто «лепнина» для краткости, относится к полосе материала, которая используется для покрытия переходов между поверхностями (в данном случае, стеной и дверной рамой) или просто как украшение комнаты.

Надпись: Ступенчатый наличник

Зачем нужен наличник?

Независимо от того, хотите ли вы обновить свой дом или просто хотите немного украсить его, ваш наличник играет очень важную роль.

Детализированный наличник может добавить в комнату последние штрихи, почти как «вишенка на вершине», но знаете ли вы, что на самом деле этот внутренний молдинг играет более важную роль, чем просто красивая граница? Под местом установки наличника находится стык между стеной и потолком вокруг двери. Цель наличника для дверей состоит в том, чтобы скрыть этот стык и любую последующую усадку и движение между ними. Точно так же плинтус можно использовать для покрытия более слабой штукатурки у основания стены и в качестве отделки там, где стены соприкасаются с полом.

Из чего сделан наличник?

Существует три популярных материала, из которых могут быть изготовлены все внутренние молдинги , включая наличник; МДФ, твердая и хвойная древесина. Все эти материалы нравятся многим людям, но имеют свои плюсы и минусы (об этом мы поговорим в другом блоге).

История создания архитрава

Архитектура насчитывает около 40 000 лет и стала более заметной в период Тюдоров, поскольку архитрав был разработан для улучшения отделки конструкций зданий и придал архитраву характерный стиль, который мы видим сегодня, особенно в домах более «традиционного» стиля.

Подпись: Наличник и другие внутренние молдинги, использованные в георгианском доме

Факты об наличнике?

В классической архитектуре наличник используется в качестве перемычки, которая возвышается над колоннами здания или статуи. В греческом языке слова «архе» и «трабс» вместе означают «главный луч» .

Подпись: как раньше использовалось слово «архитрав»

Как видно из приведенного выше примера, наличник на самом деле представляет собой одну отдельную полосу сверху, а не включенную в колонны. Однако со временем значение архитрава немного изменилось, чтобы включить как верхнюю перекладину, так и обе боковые колонны, чтобы получился целый набор архитравов.

Использование наличников в вашем доме

Если вы новичок в мире внутренней отделки, вам может показаться, что существует «установленный способ» использования наличников. В то время как обрамление вашей двери является наиболее популярным использованием молдинга, есть и более творческие способы использования наличников, которые, как мы видели, могут открыть вам новые возможности:

Обрамление ваших окон

Окна с рамами часто можно увидеть в зданиях более традиционного стиля, но с обилием доступных сейчас дизайнов они также становятся все более популярными в современных проектах.

В стандартном оконном дизайне используются только открытые оштукатуренные углы с подоконной доской в ​​основании, но наличник вокруг оконной рамы придает пространству более сфокусированный дизайн и может действительно изменить тему интерьера комнаты.

Надпись: Ступенчатый наличник, используемый вокруг окна

Обрамление люка на чердак

Почти скрытая область, о которой вы можете не подумать об использовании наличника, находится вокруг люка на чердаке. Разница, которую вы можете внести в свой лофт, просто добавив границу, невероятна.

В отличие от оконных рам, ваш лофт не так регламентирован старинным стилем, так как это тонкая область, а большое разнообразие стилей означает, что современный дом не будет привязан к эдвардианской теме и наоборот.

Подпись: Ступенчатый наличник, используемый вокруг люка на чердаке

Если вам нужна помощь в поиске наличника для обрамления ваших дверей, окон или люка на чердаке, свяжитесь с нами.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>