Инструменты китая: Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов
Содержание
Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов
Гучжэн, принадлежит категории «звучание шелка». Фото: bufangkelly, Flickr
Музыка Китая самобытна и уникальна. В стране своя нотная система, свои классификации музыкальных инструментов. Одна из традиционных классификаций делит музыкальные инструменты по материалу изготовления. В ней 8 категорий-звучаний: металл, камень, шелк, бамбук, тыква-горлянка, глина, кожа и дерево. ЭКД расскажет об одном инструменте из каждого материала.
Металл — колокола бяньчжун 编钟 (biānzhōng)
Колокола делали из бронзы. На них играли во время религиозных ритуалов, перед военными сражениями и перед выступлениями императора. В одном наборе может быть сколько угодно бяньчжунов любых размеров: самая большая коллекция состоит из 65 колоколов. Она хранится в музее провинции Хубэй, а ее копию используют во время важнейших государственных мероприятий, например, на церемонии возвращения Гонконга в лоно родины в 1997 году.
Бяньчжуны из захоронения династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Фото: Augusthaiho / CC BY-SA
Камень — гонги бяньцин 编磬 (biānqìng)
Бяньцин — набор каменных плиток разного размера, подвешенных к деревянной стойке обычно в два горизонтальных ряда. Форма цинов напоминает букву Г. Встречаются бяньцины из нефрита, их делали для дворцовых торжеств. По бяньцинам ударяют палочками с шарообразными наконечниками — как у ксилофона — или молоточками. Звучание бяньцина звонкое и распространяется далеко.
Фото: China Daily
Глина — свистулька сюнь 埙 (xūn)
Сюнь, возможно, один из древнейших в мире музыкальных инструментов. Его обнаружили при раскопках культуры Хуншань, а ей больше 6 тыс. лет. Сюнь — это инструмент из глины, по форме напоминающий яйцо, с боковыми отверстиями для пальцев и для рта — сверху — куда нужно дуть. Инструмент издает приглушенный и немного трагический звук.
Сюни времен династии Шан (1600-1046 г. до н.э.). Фото: VCG
Кожа — барабаны тангу 堂鼓 (tánggǔ)
Тангу похожи на бочки среднего размера, на них играют двумя палочками. Кожу для барабанов традиционно берут у буйволов. Звучание тангу зависит от силы удара и места на круге из кожи. Китайцы играют на барабанах большими коллективами для придания торжественности: исторически инструмент был нужен на праздниках и перед военными сражениями.
Фото: peoplerail.com youtube.com/embed/P_GZuC5KxM4?start=5″ allowfullscreen=»»/>
Шелк — цитра цинь 琴 (qín)
Цинь — общее название ряда струнных китайских музыкальных инструментов. К ним относится и знаменитый гуцинь, инструмент интеллектуалов и ученых мужей, на котором умели играть философ Конфуций и поэт Ли Бо. Традиционно струны для циней делали из скрученных нитей шелка разной толщины, но сейчас они стальные. Современный цинь представляет собой деревянный корпус из двух дек, покрытых лаком. Для инструмента характерен густой, свободный, насыщенный звук.
Фото: Pinterest
Дерево — кастаньеты пайбань 拍板 (pāibǎn)
Пайбань — это небольшие плоские дощечки, свободно связанные между собой. Кастаньеты держат вертикально одной рукой. Пайбань делают из разных видов дерева, самые распространенные — это сандал и палисандр, иногда пайбань делают и из бамбука. Звучание у китайских кастаньет звонкое, пощелкивающее и суховатое. Часто на кастаньетах играют одновременно с небольшим барабаном, все делает один исполнитель. Такой комплект инструментов называется губань (鼓板 gǔbǎn).
Фото: Wikimedia Commons
Тыква-горлянка — губной орган шэн 笙 (shēng)
Шэн — инструмент из множества вертикальных трубок разной длины, которые вставлены в мундштук. В древности мундштук делали из тыквы, а сейчас он деревянный или металлический. На шэне можно одновременно играть несколько нот — за это его называют губным органом. Музыкант дует в мундштук (или вдыхает воздух), а пальцами закрывает отверстия на трубках. Впервые шэн упоминается в «Книге песен» — памятнике китайской литературы 11-6 вв. до н э.
Современные шэны делают из меди, но традиционно использовался бамбук. Фото: Nikolaj Potanin/flickr youtube.com/embed/qkkA5yWrvww?start=520″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Бамбук — горн cона 唢呐 (suǒnà)
У соны конический ствол длиной 30-60 см, 7-8 игровых отверстий и широкий раструб (раньше из бамбука, сейчас чаще из металла), а по звучанию она похожа на гобой. Без соны не обходятся китайские свадьбы и похороны: этот инструмент громкий и бесцеремонный. Будучи неотъемлемой частью всех народных гуляний, сона ассоциируется с простолюдинами и в последнее время вышла из моды. В одной деревне в провинции Шаньдун ввели ограничения на пышные свадьбы и запретили народные ансамбли, поэтому теперь музыканты беспокоятся о будущем инструмента.
Музыкант играет на соне в Пекине. Фото: VCG
Елизавета Петрова
Основные музыкальные инструменты, применяемые в китайской народной музыке — статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 февраля 2020 г.
- Автор:
Тан Хайчуань
- Журнал:
Музыковедение - Номер:
8 - Год издания:
2019 - Первая страница:
46 - Последняя страница:
49 - DOI:
10.2072/9979 - Аннотация:
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные музыкальные инструменты. Каждый инструмент представлен краткой характеристикой.
Ключевые слова: китайская народная песня, музыкальные инструменты Китая.
MAJOR MUSICAL INSTRUMENTS USED IN CHINESE NATIONAL MUSIC
Annotation: This article describes the basic musical instruments. Each tool is represented by a brief characteristic.
Keywords: Chinese folk song, musical instruments of China.
Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании ряда наук: археологии, этнографии, музыковедения, литературоведения и т. д.
Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты — каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ — сэ из древнего царства Чу) относятся к V—III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты [4].
В новой и новейшей истории музыкальными деятелями нескольких поколений была проведена масштабная работа по упорядочению, обработке, переложению традиционных музыкальных композиций и доведению их до совершенства. Вместе с тем непрерывно появлялись на свет новые сочинения. Огромные успехи достигнуты в усовершенствовании музыкальных инструментов. У современных народных инструментов значительно улучшены строй и частота звука, усилена громкость звучания, упрощена модуляция, расширен низкий регистр. Появление крупных симфонических оркестров народной музыки также способствовало обогащению содержания и форм народной инструментальной музыки [7].
Итак, основными в то время музыкальными инструментами являлись:
Юэцинь (月琴)
Дицзы (笛子)
«Звучащий камень», или цин (磬)
Шэн (笙)
Эрху (二胡)
Пипа (琵琶)
Сяо (箫)
Пайсяо (排箫)
Китайский гобой суона ( 唢呐) и другие [11].
Проведем детальную характеристику музыкальных инструментов.
Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. «лунная лютня»), или жуань ((阮), — это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре [12].
В древности жуань называли «пипа» или «цинь пипа» (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название «пипа» закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть «жуань» — по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.). Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» [1].
Дицзы (笛子, dízi) — китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой [4].
Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, — из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди «мембранной флейтой», поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.
«Звучащий камень», или цин (磬) — один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи [6].
Шэн (笙, shēng) — губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы [5].
Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй, самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки [10].
Слово «эрху» состоит из иероглифов «два» и «варвар», поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.
Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое [9].
Пипа (琵琶, pípa) — 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже — в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям [8].
Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.
Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.
Сяо (箫, xiāo) — вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди [11].
Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.
Пайсяо (排箫, páixiāo) — разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента [12].
Китайский гобой суона ( 唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях [13].
Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) — ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.
Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.
Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу [12].
Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, «гу» 古 означает «древний») — это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.
Хотя оригинальное название этой картины — «Чжэн», изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) — китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Струн у гуциня 7 [4].
Звук гуциня очень тихий, диапазон — примерно 4 октавы.
С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли «отцом китайской музыки» и «инструментом мудрецов».
Раньше инструмент назывался просто «цинь», но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка «гу» (古), т.е. «древний», и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название «цисяцинь», т.е. «семиструнный музыкальный инструмент» [2].
Таким образом, музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов.
Список литературы:
1. Ван, Ляньси. 王连熙, 乐府诗述论 [Текст]. – 上海古籍出版社,1996。
2. Гао Бинчжун. Общая характеристика китайского фольклора. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. 357 с
3. Ген-Ир У. О совершенной музыке в странах Дальнего Востока // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. — с. 156 — 162.
4. Гун Ли. Из истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки // Серия 6. Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. 2012 — http://hdl.handle.net/123456789/59
5. Казакова И. В. Китайская фольклористика // София. 2017. №2, ч.2. С. 83–87
6. Конфуций. Луньюй/Уроки мудрости. – М., 2007, 957 с.
7. Ли, Ханьсюн. 李汉雄 [Текст], – 乐府和汉乐府民歌//语文天地,2003. – 第13期. – 31–32页。
8. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. — начала III в. н. э.) – Изд-во «Наука». 1969. – 288 с.
9. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. начала III в. н. э.) Монография. — Москва: Наука, 1969. — 287 с.
10. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : диссертация . .. кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2003.- 268 с.
11. Лу В. Перевод и исследование «Чу цы» в России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (дата обращения: 04.04.2018).
12. Лю, Хан. 刘航, 汉唐乐府中的民俗因素解析 [Текст]. – 商务印书馆, 2011。
13. Музыкальная энциклопедия (электронная версия). Раздел «Китайская музыка», авторы Виноградова Т.И., Желоховцев А.Н. М., 2006.
References:
1. Wang, Lianxi.王连熙 , 乐府 诗 述 论 [Text]. — 上海 古籍 出 社 1996。
2. Gao Bingzhong. General characteristics of Chinese folklore. Beijing: Beijing Publishing. University, 2009. 357
3. Gen-Il U. On perfect music in the countries of the Far East // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen 2009. No. 103. — p. 156 — 162.
4. Gong Li. From the history of the emergence of Chinese professional choral music // Series 6. Issues of modern musicology in the research of young scientists. 2012 — http://hdl.handle.net/123456789/59
5. Kazakova I.V. Chinese Folklore Studies // Sofia. 2017. №2, part 2. Pp. 83–87
6. Confucius. Lunyu / lessons of wisdom. — M., 2007, 957 p.
7. Lee, Hansyun.李汉雄 [Text], — 乐府 和 汉 乐府 民歌 // 语文 天地 , 2003. — 第 13 期. — 31–32 页。
8. Lisevich I., Ñ. Ancient Chinese Poetry and Folk Song (to Yuefu of the end of the III century BC. — the beginning of the III century BC.) — “Science” publishing house. 1969. — 288 p.
9. Lisevich I.S. Ancient Chinese poetry and folk song (Yuefu end of the III. BC. Beginning of the III. AD.) Monograph. — Moscow: Science, 1969. — 287 p.
10. Lo Shii. Symphonic genres in the context of Chinese musical culture: dissertation … Candidate of Art Criticism: 17.00.02. Moscow, 2003.- 268 p.
11. Lou V. Translation and study of “Chu tsy” in Russia // Young Scientist. — 2012. — №7. — p. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (access date: 04.04.2018).
12. Liu, Han.刘 航, 汉唐 乐府 中 的 民俗 因素 解析 [Text]. — 商务印书馆, 2011。
13. Musical Encyclopedia (electronic version). Section «Chinese music», authors Vinogradova T.I., Zhelokhovtsev AN M., 2006. - Добавил в систему:
Тан Хайчуань
10 лучших традиционных китайских инструментов, которые вы можете услышать
В Древнем Китае использовалось более 70 видов музыкальных инструментов. Многие из этих инструментов имеют более чем 3000-летнюю историю. Среди множества традиционных музыкальных инструментов Китая самыми популярными были 10 инструментов: гучжэн, эрху, дизи, пипа, гуцинь, хулуси, суна, сяо, китайский барабан и бяньчжун.
1. Гучжэн古箏 — китайская цитра
Гучжэн (разновидность китайской цитры) был самым популярным инструментом в Китае в древние и средневековые времена. Он имеет более чем 2500-летнюю историю. На современном гучжэне 21–26 струн. Длина традиционного китайского гучжэна составляет 1,63 метра (5 футов 4 дюйма).
На нем обычно играет женщина-музыкант, сидящая на стуле перед инструментом. Игроки всегда носят медиаторы из пластика, смолы или других материалов. Исполнители гучжэн часто выступают соло. На современных инструментах гучжэн часто играют, зажимая струны для воспроизведения гептатонических нот и аккордов.
Одна из классических мелодий, исполняемых на гучжэне, — «Высокая гора и бегущая вода» (高山流水).
Музыка в исполнении Guzheng:
2. Erhu二胡 — китайская скрипка
Эрху — двухструнный инструмент, похожий на скрипку, на котором играют смычком, как на скрипке. В западном мире она также известна как китайская скрипка. Эрхус часто играют в китайских оперных представлениях и традиционных оркестрах.
Erhus обычно сохраняют свою традиционную систему настройки, поэтому они могут звучать странно для западных ушей. Он допускает высокую степень виртуозности, охватывает три октавы и может имитировать звуки китайского пения, а также птиц и лошадей. Издает меланхоличный звук.
Самое известное музыкальное произведение на эрху в Китае — «Два источника отражают луну» (二泉映月). Музыку написал слепой уличный фолк-музыкант по имени А Бинг (阿炳). Он сочинил музыку, чтобы выразить горе своей горькой жизни в старом обществе. «Two Springs Reflect the Moon» стал изысканным образцом китайской традиционной инструментальной музыки.
Музыка в исполнении Эрху:
3. Dizi 笛子 — китайская поперечная флейта
Дизи или хэнди — еще один популярный китайский музыкальный инструмент. Это своего рода китайская поперечная флейта, на которой часто играют в китайской народной музыке или опере. Дизи обычно имеют шесть или более отверстий для пальцев. Одно отверстие заклеено бумагой, чтобы флейта издавала своеобразный жужжащий звук, который нравится людям.
Большинство дизи сделаны из бамбука. Некоторые из них сделаны из дерева, пластика, камня или даже нефрита. Поскольку их легко делать и носить с собой, дизи очень популярны среди китайских студентов и любителей народной музыки. Существует несколько видов дизи-флейт, таких как куди и бангда, которые в основном различаются по длине. Более длинные, такие как changdi, позволяют воспроизводить более глубокие звуки.
Одним из популярных музыкальных произведений, исполняемых на дизи, является «Луна на горе Гуань» (关山月).
Музыка в исполнении Дизи:
4. Пипа 琵琶 — китайская лютня или китайская гитара
Пипа — традиционный китайский музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Инструмент имеет грушевидный деревянный корпус с ладами, как у гитары. Количество ладов от 12 до 26.
Современные пипы были переработаны, чтобы лучше соответствовать западной музыке. Теперь используются стальные струны, поэтому игроки носят специальные плектры для пальцев. Музыкантов-пипа в основном можно увидеть на сцене или, возможно, в качестве артистов на специальных вечеринках или в ресторанах.
На пипе в Китае играют уже более 2000 лет. Об этом инструменте сложено много старинных историй и стихов. Одна из известных историй связана с Ван Чжаоцзюнь, которую отправили на северо-запад Китая, чтобы она вышла замуж за правителя, чтобы сохранить мир между двумя народами.
По дороге на новое место Ван Чжаоцзюнь в седле почувствовала тоску и тоску по дому. Она достала пипу и наиграла грустные мелодии. Говорят, что стая гусей, летевших на юг, услышала музыку, забыла взмахнуть крыльями и упала на землю. С тех пор Чжаоцзюнь получила прозвище «падающие гуси» или «падающие птицы». Она была одной из «четырех красавиц», легендарных в китайской истории. Мелодия, которую она сыграла, называлась «Плач Чжаоцзюня» (昭君怨), и ее часто исполняют в китайской опере.
Музыка, которую играет Пипа:
5. Guqin 古琴 — китайский семиструнный инструмент
Гуцинь — один из старейших щипковых инструментов Китая. Ее также называют цисяньцинь или «семиструнная цитра» (七弦琴), так как у нее семь струн. Основная часть гуциня представляет собой длинную узкую деревянную звуковую коробку.
Он может издавать звуки большой тонкости и утонченности, которым отдают предпочтение многие великие ученые и музыканты. Говорят, что Конфуций любил играть на гуцине, когда обучал своих учеников. Гуцинь известен китайцам как «отец китайской музыки» или «инструмент мудрецов». Обычно это представитель традиционной китайской музыкальной культуры.
Знаменитые мелодии Гао Шань 《高山》 («Высокие горы») и Лю Шуй 《流水》 («Текущая вода») исполняются на гуцине. Эти пьесы гуцинь изначально исполнялись известным китайским музыкантом по имени Бо Я, у которого был близкий друг по имени Чжун Цзыци, который полностью понимал музыку Бо Я. Бо Я сломал свой гуцинь после смерти Чжун Цзыци. Эти мелодии также использовались китайцами для выражения идеала настоящей дружбы. В китайском языке чжиинь (知音, буквально «знать тон») означает близкий друг.
Музыка, которую играет Гуцинь:
6. Хулуси 葫芦丝 — тыквенная флейта
Хулуси, духовой инструмент со свободным язычком, является одним из музыкальных инструментов, особенно связанных с этническими меньшинствами Юньнани (и Южного Китая). У хулуси есть три бамбуковые трубки и духовой сундук из тыквы на конце с мундштуком. Центральная труба имеет отверстия для пальцев, а две по бокам — трубы для дронов.
Благодаря своему уникальному и красивому звучанию, простому, нежному и элегантному внешнему виду, а также простоте изучения, хулуси пользуется популярностью среди учащихся начальной и средней школы, любителей музыки и путешественников из Китая и других стран. «Бамбук хвоста феникса под лунным светом» (月光下的凤尾竹) — одна из самых известных мелодий, исполняемых на хулуси.
Музыка в исполнении Hulus:
7. Суона 唢呐 — китайская труба
Суона, также называемая лабой или рожком, представляет собой разновидность китайского духового инструмента. Он состоит из деревянного корпуса и трубчатого латунного или медного бокаля, к которому прикреплена небольшая двойная трость. У него металлический колоколообразный рот.
Суона долгое время была важным музыкальным инструментом в северном Китае для свадеб и похоронных процессий из-за ее острого и резонансного звука. Суона также используется для народных танцев янко, наряду с барабанной музыкой, а также для сопровождения местной оперы и баллад.
Классические мелодии, исполняемые на суоне, включают «Птицы, отдающие дань уважения Фениксу» (百鸟朝凰) и «Цветок» (一枝花).
Музыка, которую играет Суона:
8. Сяо 箫 — китайская флейта с вертикальным выдувом
Сяо (/ссяо/), также называемая дунсяо (洞箫), представляет собой китайскую флейту с вертикальным выдуванием на конце. Обычно он сделан из бамбука и имеет отверстия наверху. Говорят, что сяо был разработан из флейты с выдувным концом, которая использовалась этническими группами цян на юго-западе Китая в древние времена. Техника игры на сяо такая же, как и на бамбуковой флейте. Сяо лучше всего подходит для исполнения длинных, тихих и сентиментальных песен.
Считается, что в звуке сяо есть сладость зова феникса. Феникс считается королем птиц в китайской культуре.
Мелодия под названием «Осенняя луна над спокойным озером» идеально передает звучание сяо.
Музыка, которую играет Сяо:
9. Гу 鼓 — Китайский барабан
Китайский барабан, также называемый тангу (堂鼓 «барабан зала»), является традиционным китайским музыкальным инструментом. Тангу — это барабан среднего размера бочкообразной формы. Две головки барабана сделаны из кожи животных (в основном шкуры буйвола).
Играется двумя деревянными палочками. Тон звука, издаваемого барабаном, зависит от силы удара и от того, какая часть кожи барабана поражена. По размеру модели тангу можно разделить на маленькие и большие. Чем больше размер барабана, тем ниже высота звука.
Знаменитое произведение «Песня рыбака о Восточно-Китайском море» (东海渔夫) исполняется на тангу.
Музыка в исполнении Гу:
10. Бяньчжун 编钟 — Китайские колокольчики
Бяньчжун — это разновидность древнекитайского музыкального инструмента. Его также называют китайскими колокольчиками. Колокольчики представляют собой набор бронзовых колокольчиков, висящих на большой колокольне, расположенных в соответствии с разными тонами колокольчиков. Если стучать по бронзовым колокольчикам деревянным молотком или бруском, издаются разные звуки.
Китай является первой страной, где изготавливались и использовались колокольчики с курантами, которые можно датировать от 2000 до 3600 лет назад. Колокольчики были основным инструментом, использовавшимся в ритуальной и придворной музыке Китая в древние времена. Мелодия «Луна и цветок в весенней реке» (春江花月夜) является репрезентативной музыкой бяньчжун.
Музыка в исполнении Bianzhong:
20 традиционных китайских музыкальных инструментов, которые вы должны знать
Самые ранние задокументированные свидетельства китайской культуры существуют примерно с 2070 г. до н.э., и вместе с этим развилась богатая история музыки. Со времен династии Цинь (221 г. до н.э.), когда было учреждено Императорское музыкальное бюро, возникло множество различных музыкальных тем и техник, а вместе с ним и изобретение некоторых действительно уникальных и превосходных инструментов.
Существует восемь категорий традиционных китайских инструментов, называемых «восемь звуков»: бамбук, глина, тыква, шкура, металл, шелк, камень и дерево. И в этом посте мы рассмотрим некоторые из этих традиционных китайских музыкальных инструментов, изучим их звучание и ту роль, которую они играют в китайской музыке и культуре.
Содержание
1. Dizi
Первым в списке китайских инструментов стоит Dizi , разновидность флейты, сделанная из прямого куска бамбука.
Дизи бывают разной длины для разного шага: чем больше длина, тем ниже шаг, и наоборот.
Они сделаны с пробкой на конце мундштука, а затем обернуты шелком, чтобы предотвратить расщепление.
Дизи обычно имеют шесть отверстий для пальцев (хотя у некоторых их больше), а также мирлитон (дополнительное отверстие, которое содержит тонкую бамбуковую мембрану).
Чтобы играть на дизи, держите его горизонтально, а затем музыкант дует воздухом через мундштук.
Обычно используется в сольных выступлениях, ансамблях и оркестрах и обычно связан с гражданской жизнью в операх.
2. Erhu
Erhus — это скрипка, состоящая из двух частей: шейки и корпуса.
Гриф изготовлен из длинной круглой твердой древесины и прикреплен к корпусу, который представляет собой деревянную резонирующую камеру шестиугольной формы с декой из змеиной кожи спереди и резным деревянным экраном сзади и опирается на подушку из красного бархата.
Эрхус держится вертикально и по способу игры похож на виолончель.
Но, в отличие от виолончелей, у которых 4 струны, у Erhus их две, и на них играют бамбуковым смычком.
Смычок (который нужно было натянуть, прежде чем использовать западные механизмы затяжки волос) перемещается по струнам, а четыре пальца используются для остановки струн в трех-четырех положениях рук.
В отличие от скрипки или виолончели, у ан эрху нет грифа, поэтому жала не прижимаются к шее.
Эрху обычно используются в операх и в составе региональных ансамблей, а также в чайханах, на свадьбах и на телевидении. и радио.
3. Гонг
Китайский Гонг представляет собой большой круглый металлический диск, представляющий собой перкуссию, похожую на тарелку.
В них играют, ударяя по ним молотком, чтобы издавать звуки разной интенсивности.
Гонги используются в оркестрах, традиционных танцах и религиозных мероприятиях.
Традиционные китайские гонги бывают трех типов:
- там-там
- далуо
- сяолуо
Там тамы без бобышки, слегка выпуклые, изготовлены из кованой бронзы и бывают разных размеров.
Они имеют небольшое углубление по краю, с приподнятой средней частью, и играют на подвесных металлических рамах.
Далуо отличаются тем, что сделаны из сплавов меди, цинка и олова.
Имеют отогнутый венчик, вмещающий веревочную ручку, слегка выпуклую форму, ассоциируются с воинами и чиновниками.
И, наконец, Xiaoluo — уменьшенная версия daluo.
По ним бьют молотком без подкладок, и они используются для обозначения женщин и ученых.
4. Гуцинь
Гуцинь — это уникальный струнный инструмент с деревянными струнами.
Состоит из резонатора внизу (с двумя отверстиями разного размера) и деки вверху.
У них есть семь шелковых струн (со времен династии Хань), охватывающих деку.
Интересно, что в дизайне гуциней много символики.
Например, длина 3,65 китайского фута соответствует 365 дням в году.
Тринадцать шипов на деке представляют тринадцать лунных циклов в году.
Некоторые их части названы в честь драконов и фениксов, а форма резонатора представляет Небо и Землю.
На нем играют, кладя его горизонтально на стол, большим, указательным, вторым и третьим пальцами правой руки перехватывают струны.
Большой и указательный пальцы левой руки нажимают на струну в разных точках по ее длине, что создает разные тона или гармоники.
На гуцинях часто играют как на сольном инструменте, и вы увидите, как они используются на гражданских и религиозных церемониях, и считалось, что они приносят обогащение и мир.
В результате эти инструменты ассоциировались с религией и космологией в Китае, имея отношение к морали, обучению и жизни.
Многие ученые использовали эти инструменты в своих размышлениях, и даже Конфуций считался игроком на гуцине.
5. Гучжэн
A Гучжэн — разновидность цитры, появившаяся во времена династии Цинь.
Резонатор (с тремя прорезанными в дне отверстиями) изготовлен из твердой древесины, арочная дека из более мягкой древесины.
Струны от 16 до 21 охватывают всю длину деки с подставками на обоих концах.
Дополнительные мосты используются для соответствующей настройки каждой струны.
Игрок садится и перебирает струны, используя ногти правой руки, в то время как левая рука оказывает давление на противоположную сторону струн, создавая различное натяжение струн и высоту тона.
Первоначально на нем играли в придворных ансамблях, но теперь он используется в личных целях и в сольных выступлениях.
Такие солисты, как Лян Цайпин, возродили эти инструменты между 1950-ми и 80-ми годами.
6. Konghou
Konghou похож на арфу, но имеет три разновидности: горизонтальную (Wo-konghou), вертикальную (Shu-konghou) и фигуру с головой феникса.
Konghous являются частью струнной секции в оркестре и использовались в качестве придворных инструментов, в ансамблях и в качестве сольных выступлений.
Корпус сделан из резного дерева, а струны Konghou перебираются большим и указательным пальцами обеих рук .
В Shu-konghou два ряда от 36 до 44 струн натянуты перед направленной вверх звуковой коробкой и прикреплены к соответствующим перемычкам вверху и внизу рамы.
Считается, что ву-кунхоу происходят из периода Восточной Чжоу, а шу-кунхоу, как полагают, прибыли из торговли с Западом во времена династии Хань.
7. Liuqin
Модель Liuqin — грушевидная мандолина, которая в последние годы стала более популярной.
Его корпус сделан из дерева ивы, изначально он имел две струны и семь ладов, хотя в настоящее время большинство из них имеют четыре струны и до 29 ладов.
На Люцинь играют, перебирая струны одной рукой (часто с помощью медиатора), в то время как пальцы другой руки нажимают на струны сидящего музыканта.
Люцинь в основном использовался в операх и был популярен во времена династии Цин.
8. Morin Khuur
youtube.com/embed/ixPZghTW3f8?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Модель Morin Khuur часто называют «скрипкой с конской головой» из-за резной лошадиной головы наверху.
Технически он не из Китая, а на самом деле имеет монгольское происхождение и используется жителями центральной Монголии в качестве аккомпанемента к песням и ритуалам.
Похожая по конструкции на виолончель, Morin Khuur имеет трапециевидный корпус (звуковой ящик) с длинным грифом, оба сделаны из дерева.
Однако, в отличие от виолончели, у нее всего две струны (одна из 130 волосков из хвоста жеребца и одна из 105 хвостов зайца), которые идут от резонатора к голове, подвешенной над верхней и нижней перемычкой.
Струны пережимаются суставами среднего и указательного пальцев или кончиками мизинца и безымянного пальцев.
Морин Хууры также играют подобно виолончели, стоя между ног музыканта, со смычком, но они не имеют штифта (шипа) и зажимаются между ног музыканта.
Луки, используемые для игры в Морин Хуур, сделаны из волос, покрытых кедровой смолой, и натянуты свободно.
9. Пэнглинг
Pengling — это два небольших чашеобразных колокольчика, которые обычно изготавливаются из латуни или меди и крепятся на веревке.
Считается, что они получили широкое распространение во времена династии Северная Вэй, хотя считается, что они произошли из Тибета.
Колокольчики держат в одной руке и слегка постукивают друг о друга, чтобы получился звон.
Эти колокола использовались в традиционных песнях и танцах, а также в оркестрах и ансамблях.
Они также связаны с буддийскими ритуалами.
10. Пипа
youtube.com/embed/ksiM1wRcutQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
A Пипа часто называют разновидностью китайской лютни, она имеет грушевидный корпус и короткую деревянную шейку.
Они три фута и пять дюймов в высоту и имеют четыре струны с тридцатью ладами.
Как и гуцинь, пипа также является очень символичным инструментом.
Например, его три ступни представляют небо, землю и человека, его высота (пять дюймов) представляет дерево, огонь, воду, металл и землю, а его четыре струны представляют четыре времени года.
Сидя в вертикальном положении, на пипе играют и перебирают одной рукой, в то время как другая нажимает на струны на грифе.
На пипе играли как сольный инструмент или как часть ансамбля в императорских домах, и ученые часто играли на них для самосовершенствования.
11. Ruan
youtube.com/embed/S9cbs6oSyxU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Ruan — еще один пример китайской лютни, которая произошла от пипа.
Руаны имеют длинный гриф с 13-24 ладами и круглый деревянный корпус.
Четыре струны были сделаны из шелка, а лады когда-то были из слоновой кости, хотя сейчас это не так часто.
Руан получил свое название от Руана Сяня, одного из семи мудрецов Бамбуковой рощи, у которого, как считалось, был медный мудрец.
Жуан держится вертикально, одной рукой перебирают струны, а другой рукой прижимают струны к грифу.
Руаны имеют мягкий тон, особенно при игре пальцами, и обычно используются в операх и оркестрах под струнную часть.
12. Sanxian
A Sanxian — лютня с длинной шейкой, очень похожая на японский музыкальный инструмент сямисэн.
Считалось, что громкие и ударные сансийцы были завезены в Китай через монголов во времена династии Хань.
У него три струны, охватывающие безладовый гриф, соединенный с прямоугольным резонатором, который был закруглен и передняя и задняя часть которого покрыты змеиной кожей.
Длина самого большого из них составляет около 48 дюймов, а самого короткого — 37 дюймов.
На санксиане играют, перебирая струны пальцами одной руки, а другой нажимая на струны на грифе.
На этих инструментах обычно играют в качестве аккомпанемента певцам, в ансамблях или полных оркестрах.
13. Шэн
Довольно необычный инструмент, шэн относится к группе деревянных духовых инструментов.
Они производят мелодичный звук, который, как полагают, возник во времена династии Хань.
Первоначально сделанные из тростника или бамбука, 17 трубок пяти разных длин соединены с мундштуком через ветроуловитель.
Чтобы сыграть на шэне, вы дуете в мундштук, а затем закрываете отверстия на трубах, чтобы воспроизводить разные ноты, заставляя трость (металлическую или настоящую трость) вибрировать.
14. Suona
A Suona — это разновидность двойного тростникового рога, который также попал в Китай во времена династии Хань с Ближнего Востока.
Они часто используются в деревенских ансамблях, но также появляются на фестивалях и церемониях.
Корпус изготовлен из твердой древесины и имеет семь отверстий для пальцев и отверстие для большого пальца сзади, а раструб обычно сделан из латуни.
Первый инструмент с двумя язычками в нашем списке, два язычка связаны медной проволокой на мундштуке.
Трости кладут музыканту в рот (не касаясь рта), и часто для игры в этот рог используется техника кругового дыхания.
15. Сяо
Далее у нас есть Xiao — еще один тип китайской флейты, возникший во времена династии Хань.
Эта флейта изготовлена из бамбука (0,9 дюйма в диаметре), все внутренние узлы удалены.
Ротовое отверстие прорезано на одном конце корпуса с пятью отверстиями для пальцев, отверстием для большого пальца и вентиляционными отверстиями по всей длине.
В отличие от традиционной поперечной флейты, музыкант играет на сяо, дуя через отверстие, держа сяо почти вертикально.
16. Сюнь
Насчитывающий более 7 тысяч лет и считающийся одним из старейших инструментов в Китае, Xun представляет собой тип флейты или свистка, который очень похож на окарину.
Яйцевидная форма, сделанная из керамики, с тремя отверстиями для пальцев спереди и двумя отверстиями для больших пальцев сзади.
На сюнях играют, пропуская воздух через верхнее отверстие, при этом закрывая или освобождая отверстия по мере необходимости для воспроизведения различных нот.
На них обычно играют в качестве аккомпанирующего инструмента, но они также используются в ритуальных оркестрах.
17. Янцинь
youtube.com/embed/IxA2Qz0MsWQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Цимбалы Янцинь состоят из деревянного корпуса трапециевидной формы.
Существуют две теории относительно происхождения Yangqin: одна сторона считает, что дизайн был вдохновлен подобным персидским инструментом во времена династии Мин, в то время как другие полагают, что британский инструмент был источником вдохновения в 1700-х годах.
Он состоит из семи-восемнадцати комплектов струн, протянутых через его раму и прикрепленных к четырем или пяти мостам.
Ударяя по струнам Yangqin бамбуковыми палочками, игрок может издавать различные звуки.
Янцинь часто играли в традиционных ансамблях, хотя в наше время они используются в оркестрах как часть струнной секции и как сольные инструменты.
18. Yunluo
youtube.com/embed/xulzKkqeBzU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Yunluo , что переводится как « облако барабанов », представляет собой вертикальный набор небольших гонгов, которые возникли во времена династии Мин.
Юньлуо обычно имеет десять гонгов разного размера, прикрепленных к деревянной раме с помощью струны, но современные версии до 40 гонгов используются в оркестрах.
Исполнитель использует молотки с твердыми или мягкими наконечниками для ударов по каждому гонгу, и на нем часто играют два музыканта одновременно.
На юньло играют в ансамблях и во время церемоний (свадьбы и похороны).
19. Zhonghu
Модель Zhonghu представляет собой двухструнную скрипку с деревянной звуковой коробкой круглой, восьмиугольной или другой формы, которая является более крупной вариацией эрху.
На чжунху играют так же, как и на большинстве скрипок, смычком и натягиванием струн на гриф.
Несмотря на то, что Zhonghu очень похож, считается, что он менее универсален по диапазону по сравнению с Ehru, но он по-прежнему производит богатый и мягкий звук с глубоким тоном.
Чжунху используется в качестве альтового диапазона струнной секции в оркестрах в качестве аккомпанемента к эрху.
Некоторые даже сравнивали его с альтом.
20. Бангу
И, наконец, у нас есть Bangu , тип барабана, изготовленный путем натягивания мембраны (шкуры животного) на десятидюймовый круглый корпус, сделанный из клиньев твердой древесины, с металлической лентой, окружающей барабан.
На бангу играют двумя маленькими бамбуковыми палочками; удары по центру барабана, диаметр которого составляет всего около 2 дюймов и который называется «гусинь» или сердцевина барабана.
Звук высокий и сухой.
Этот инструмент использовался в китайских оркестрах как часть ударной группы и особенно использовался в операх, где звук использовался для создания драматической музыки.
Всего комментариев: 0