• Механическая обработка и изготовление деталей из металла
  • Комплектация производства промышленным оборудованием
  • Комплексная поставка микроэлектронных компонентов
+7(342)203-78-58
Тех.отд: +7-922-308-78-81

Перестраиваться прямизна: Передовой магазин своего времени | Retail.ru

Опубликовано: 06.01.2023 в 09:28

Автор:

Категории: Стабилизаторы напряжения

1. Некоторые архитектурно-планировочные, пространственные и композиционные особенности застройки деревень на территории Заонежья | Традиционная культура русских Заонежья| Электронная библиотека

Прежде, чем мы приступим к знакомству с архитектурно–планировочными и композиционными традициями застройки заонежских деревень, нам необходимо уяснить некоторые необходимые для этого терминологические понятия. Они были предложены этнографом М.В.Витовым [1, с.16] и широко используются в литературе. Система этих понятий включает следующие:

  • тип поселения – погост, деревня, село, и др. Различаются по социально–экономическому признаку.
  • тип заселения – озерный, речной, водораздельный (или «сележный») и др. Различия заключаются в особенностях расположения поселений на местности в зависимости от физико–географических условий
  • тип расселения – гнездовой, скученный и др. Различия заключаются в особенностях группировки поселений на местности.
  • форма поселения – свободная, рядовая, уличная и др. Различия заключаются в особенностях планировки.

Типы поселений в Заонежье.

Заонежское поселение, как и любое другое, должно было отвечать целому ряду условий, жизненно важных для его жителей. По социально–экономическим признакам здесь, как и на всей территории Русского Севера, можно различить три основных типа поселений: погост, деревня и село
[5
,
с.16]
. Одним из самых ранних и своеобразных типов, характерных для Севера в целом и для Заонежья в частности, был погост. Термин «погост» в административно–территориальном смысле имеет два значения: так называли и центральное поселение, и административный округ. Ввиду этого, в литературе употребляются выражения «погост–место» и «погост–волость», позволяющие различать эти два значения. В центральном поселении строилась церковь или храмовый комплекс, там проходили мирские сходы, туда приезжали новгородские наместники и купцы – «торговые гости» (слово «погост» является однокоренным с такими, как «гость», «гостинец», «гостиница» и этимологически связано с понятием «путь»). «Деревня» – это поселение крестьян–земледельцев, первоначально в 1–3, позднее – в 10–15 дворов. Термин «село» в древности означал загородное княжеское имение. Позднее под селом понималось центральное селение, к которому тяготеют деревни. В XIX в., в большинстве случаев, оно означало сравнительно крупное сельское поселение, в котором была (или существовала в прошлом) церковь. Кроме этих трех типов поселений следует отметить еще один – «починок». Название это происходит от слова «почин» и в новгородские времена употреблялось в значении «основанное новое поселение». В XVIII–XIX вв. починком на Севере называли небольшие поселения, отпочковавшиеся от старой деревни ввиду недостатка пригодных для обработки земель
[5
,
с.16]
.

Типы заселения.

Типы заселения или характер расположения селений на местности повсюду формировались, в значительной степени, под влиянием местных географических и физических условий. На Русском Севере, и, в частности, в Заонежье, преобладал прибрежный тип заселения: люди здесь предпочитали селиться по берегам рек и озер. Тому было несколько причин: во первых, для земледельческого населения немаловажным было наличие пригодных для обработки земель, «большинство из которых здесь расположено узкой лентой вдоль берегов рек и озер. Часто в 100–300 м от них начинается «сузем» – водораздел, покрытый болотами или труднопроходимыми лесами. Хорошая почва для пашни и наличие близко расположенных сенокосов, которые могли располагаться в поймах рек, часто имели решающее значение при выборе места для селения»
[5
,
с.18]
. Во вторых, водоемы являлись источниками для рыбного промысла, и хотя Заонежье традиционно считалось земледельческим районом, промысел рыбы здесь также являлся одним из основных занятий населения. И, наконец, реки и озера, которые еще при освоении Русского Севера служили водно–волоковыми путями, очень долго оставались единственно удобными для людей транспортными артериями.
[5
,
с.17]
. М.В.Витов, исследовавший Заонежье по источникам XVI–XVII вв, относил к речному типу 40% поселений, к озерному – 25%. Сележный, или водораздельный тип в первоначальный период освоения Севера составлял всего 3–5%, и только в XIX в. возрос до 10–12%
[5
,
с.19]
;
[2]
. Преобладание прибрежных поселений подтверждают и карты Генерального межевания, составленные в первой четверти XVIII в., а также современные крупномасштабные карты, свидетельствующие об их преимущественном развитии и в настоящее время
[5
,
с.19]
.

Типы расселения.

На Русском Севере они тоже имеют ряд своих отличительных особенностей. В частности, только здесь сохранился широко распространенный в старину гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались не в одиночку, а группами. Он издавна был очень характерен для Заонежья, и в ряде мест сохранился почти в неизменном виде до наших дней, тому пример – Вегорукса, Фоймогуба, Падмозеро и др.
[4
,
с.125]
. Формированию этого типа расселения во многом способствовал процесс образования починков, которые «отпочковывались» от старых поселений.

Как правило, при гнездовом расселении деревни объединял какой–либо природный элемент: излучина или устье реки, озеро, остров, полуостров и др.
[6
,
с.6]
. В Заонежье объединяющим моментом часто служило Онежское озеро. Композиционное своеобразие таких гнезд было обусловлено природными особенностями выбранного места, им были свойственны такие черты, как соподчиненность и внутренняя организованность, окрестные поселения тяготели к единому структурному центру – погосту.

Планировочные формы поселений, типы планировок.

Понятие «форма поселения» подразумевает планировку селения и ориентацию жилых домов
[5
,
с.22]
. Ряд исследователей (Ополовников А.В., Ушаков Ю.С.) в своих работах отмечают, что, по ряду причин, вопрос о планировочной структуре северных поселений во многом остается недостаточно изученным и дискуссионным. Как пишет А.В.Ополовников, «… если говорить о самых общих, основополагающих принципах планировки, … то надо сказать, что их всего только два. Один из них – это принцип свободной планировки, утвердившийся в народном зодчестве с незапамятных времен, а второй – принцип регулярно–геометрической планировки, появившийся в северных деревнях намного позже».
[3
,
с.26]
.

На начальных этапах земледельческого освоения края, при преобладании малодворных поселений, и потом, на протяжении долгого времени, для заонежских деревень единственной формой являлась свободная планировка: глядя со стороны, можно было подумать, что дома, амбары, бани, изгороди ставились совершенно произвольно. Такой характер застройки диктовался, главным образом, стремлением как можно более разумно использовать пригодные для обработки участки земли. Кроме того, свободная планировка позволяла, во-первых, обеспечить наиболее удобное расположение домов относительно водоема, солнечного освещения и преобладающих ветров, а, во-вторых, так организовать жилое пространство, чтобы оно было и физически, и психологически комфортно для человека
[7
,
с. 193]
. Примером свободной застройки для нас могла бы служить любая малодворная деревушка. Постепенно, по мере разрастания поселений, стала формироваться тенденция к расположению дворов в некое подобие ряда, так зародился регулярный, порядковый тип планировки северорусской деревни («порядок» – значит «ряд»). Со временем именно он наиболее широко распространился в Заонежье и встречается здесь до сих пор
[6
,
с.5]
. Порядковый тип застройки имеет целый ряд подтипов и вариантов. Не имея возможности, в рамках данной статьи, останавливаться на каждом, рассмотрим самые основные. Как уже было сказано выше, в Заонежье насчитывалось очень много поселений так называемого озерного и речного типа, наибольшее распространение в них имела прибрежно–рядовая застройка. Порядок домов при этом иногда повторял линию берега, иногда – нет, строгой регламентации не было. Главные фасады домов были ориентированы на реку или озеро. Как и прежде, учитывались такие факторы, как освещенность и роза ветров. По мере разрастания деревни, дома могли ставить и в два, и в три ряда, в этом случае фасады построек, стоящих во второй и третьей линии, смотрели на «озадки» тех, что стояли ближе к берегу, таким образом, не зависимо от ряда, они выходили «на воду». Чтобы находящийся впереди дом не закрывал вид из окна и, одновременно, солнце, их ставили «вразбежку». Если рельеф был неровным, один порядок домов ставился выше другого – терассообразно. В любом случае, порядки не были абсолютно прямыми, что объяснялось естественными причинами
[4
,
с.11]
. (В том случае, когда поселение располагалось на водоразделе и было удалено от воды, дома ориентировали на дорогу).

Ко второй половине XVIII в., в Петровскую эпоху, на государственном уровне начинают формироваться определенные правила деревенской застройки. В середине XIX в. вводится Строительный устав, который регламентирует размеры усадебных мест на которых располагались дом и огород, он предписывает и более строгую, уличную планировку. Уличная планировка преобладала там, где большую роль играл сухопутный транспорт
[5
,
с.23]
. Перестраивать деревни в улицы начинали, чаще всего, на новых «концах» разрастающихся поселений. Образовывались они там, где это было возможно по условиям рельефа, и прямизна таких улиц тоже была относительной
[3
,
с.28]
. Процесс перестройки деревень происходил повсеместно, в том числе и в Заонежье, о чем свидетельствуют планы поселений, составленные в 40-е годы XIX в.
[7
,
с.196]
. Подтверждение тому можно найти и в других источниках. К примеру, в 1866 г. ученый–фольклорист П.Н.Рыбников, сетуя на беспорядочную, как ему казалось, порядковую застройку деревень, писал: «В недавнее время начальство стало настоятельно требовать от крестьян, чтобы они устраивали свои новые дома на местах, которые будут отведены землемером»
[7
,
с.196]
. Размер усадебного места, по данным исследователя С. В.Воробьевой, в среднем составлял 13×18 саженей (т.е. около 1000 кв.м.). Распространению уличной формы поселений в Заонежье способствовала также прокладка в конце XIX в. сухопутных дорог, которые проходили по деревням и использовались круглогодично, – до этого времени их здесь, практически, не было. При строительстве новых домов их фасады могли ориентировать не на озеро, а на дорогу, привычным для нас образом, так в планировку деревень стали проникать элементы, свойственные городской застройке. Тем не менее, старые, уже сформировавшиеся участки поселений не трогали, и они продолжали существовать в прежнем виде, в результате чего многие деревни представляли собой разнообразные переходные планировочные формы
[5
,
с.23]
.

Особенности и структура однорядной застройки поселений.

Говоря о порядковом типе планировки и прибрежно–рядовой застройке, остановимся на самом простом ее варианте – однорядной застройке, которая была наиболее характерна для о. Кижи и округи (хотя это, конечно, далеко не все Заонежье!). При однорядной застройке, в одном случае, дома своими главными фасадами обращены к реке или озеру, примером такого поселения может служить д.Ямка, а в другом – к дороге, идущей вдоль берега, но позади домов, – такие поселения тоже есть в окрестностях о.Кижи. Деревня Ямка представляет собой один ряд развернутых к озеру домов, который почти вплотную подходит к береговой линии, повторяя ее очертания. В структуре прибрежно–рядовой застройки традиционных поселений Заонежья прослеживаются определенные общие черты. Первую линию строений, у самого берега, образуют небольшие бани, сараи для хранения лодок, приспособления для вытаскивания их на берег, мостки, причалы, вешала для просушки сетей. Иногда «на воде» сооружались и амбары. Массивные высокие дома образовывали вторую, основную линию береговой застройки. Сразу же за домами начинались пашенные угодья, огороженные изгородью из жердей, вблизи полей ставили хозяйственные постройки, предназначенные для просушки и обмолота зерна: зароды, риги. Расположенный поблизости ручей или речка хорошо подходили для строительства водяных мельниц, а открытые возвышенные места – для сооружения ветряных. На некотором отдалении от домов, – у берега озера, в роще, на скалистом возвышении или в окружении полей, можно было увидеть и небольшой деревенский храм – часовню, а у дороги – поклонный крест. В целом такая деревня представляла собой своего рода архитектурный ансамбль, в котором существование каждого элемента и его традиционное расположение были обусловлены и жизненным опытом, и насущной потребностью человека, и природными особенностями ландшафта.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

«На первых этапах земледельческого освоения Заонежья, как и всего Европейского Севера, здесь наблюдалось огромное преобладание малодворных деревень, насчитывавших 1–2 двора. В дальнейшем происходило их постепенное укрупнение: в XVII в. преобладают деревни в 3–5 дворов, в конце XIX – начале XX вв. – в 5–10 дворов, хотя встречались как малодворные, так и значительно более крупные поселения…, кругом располагались огороженные изгородями пашни… В случае плотного заселения местности, например, вокруг таких крупных сел (в будущем – волостных центров) как Шуньга, Толвуя, Великая Губа, Кузаранда, Падмозеро и др. , уже в XVI–XVII вв. сельскохозяйственные угодья отдельных деревень могли сливаться в единое целое на больших территориях…»
[4
,
с.126]
.

Обжитые человеком места разделяли, порой, километры лесов и болот. Тем не менее, несмотря на значительную удаленность друг от друга, заонежские поселения не оставались в изоляции: территориально они были объединены в округа–погосты (позднее – в волости), которые тоже можно рассматривать как исторически сложившиеся архитектурно–природные ансамбли. Ядром такого ансамбля служили храмовые комплексы–погосты. Для жителей округи погост являлся и центром духовной жизни, и, своего рода, символом малой родины. Ярким примером тому служит главная примета кижской округи – Спасско–Кижский погост, «Спасушко, светломилостивый Ерусалим», как называли его здешние жители.

Архитектурно–планировочные и композиционные особенности поселений Заонежья обладали рядом признаков, характерных для всего Русского Севера и, в то же время, отличались определенным своеобразием. Эти поселения формировались постепенно, изменяясь с течением времени под влиянием различных обстоятельств, и, в то же время, сохраняя некоторые древние черты. В застройке деревни явственно прослеживается разумность и целесообразность размещения строений, стремление человека, тем самым, как можно лучше устроить свою жизнь. Вместе с тем, еще при выборе места, когда человеку необходимо было учесть такие важные особенности, как удобство сообщения, качество сельскохозяйственных угодий, ориентация по солнцу, защита от ветров и др., внимание уделялось и красоте окружающей природы.

Любое поселение обладало удивительной цельностью, каждая постройка в нем занимала свое определенное место, при этом она имела свой характерный силуэт и свои устойчивые архитектурно–конструктивные формы. В последующих статьях, подробно рассматривая архитектурные особенности этих построек, мы увидим, что «несмотря на значительные, порой, различия, их роднит та особая общность, которая происходит и от реалистической природы народной строительной культуры, и от единства строительного модуля, которым является бревенчатый сруб, и, в особенности, от того, что составляет саму сущность народного деревянного зодчества: единства конструктивно–технической и архитектурно–художественной формы»
[3
,
с. 35]
.

Использованная литература:

  1. Витов М.В. О классификации поселений // Советская этнография, 1953, №2.
  2. Витов М.В. Историко–географические очерки Заонежья в XVI–XVII вв. М., 1962.
  3. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Гражданское зодчество. М., 1983.
  4. Сазонов С.В. Население и сельская система расселения // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.123–138.
  5. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982.
  6. Ушаков Ю.С. Архитектурное наследие – в строй современности. Опыт народной архитектуры Русского Севера. Л., 1980.
  7. Яскеляйнен А.Т. Некоторые особенности формирования объемно–планировочной структуры заонежских поселений XIX – нач. XX вв. // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.194–207.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Витов М. В. О классификации поселений // Советская этнография, 1953, №2.
  2. Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981.
  3. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.

//
Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
2022.
178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

«Живой Кёнигсберг»: Знакомьтесь, улица Мильонная

Как пример можно привести знаменитые Елисейские поля в Париже, Арбат в Москве или же Невский проспект в Санкт-Петербурге. В Кёнигсберге тоже была такая улица, и она существует до сих пор. Хотя сравнивать то, что было в начале XX века и то, что есть на месте этой улицы сейчас, довольно глупо. Вы сами скоро поймете почему. Но это всё потом, а пока мы вернёмся туда, где остановились в прошлый раз и продолжим нашу прогулку по жемчужине старого Кёнигсберга — городу Кнайпхофу.

Кёнигсберг состоял из трёх городов: Альтштадта, Лебенихта и самого молодого — Кнайпхофа, который занимал собой известный всем нам остров Канта. Историю его основания можно прочесть в предыдущей статье, а сегодня мы начнём прогулку, полную насыщенной островной жизни. Более плотное знакомство с Кнайпхофом логичнее всего начать с того места, где он и был рождён — от опор Лавочного моста.

Кремербрюке (Krämerbrücke) был самым старым мостом Кёнигсберга. Он был основан Тевтонским орденом в 1286 году, когда Кёнигсбергом называли вовсе не город, а только замок на холме Тувангесте. Этот мост в отличие от тех, что появятся позже, был сразу же построен из камня, имел две массивные опоры из валунов и три арочных пролёта. Куда более интересно то, зачем возводился мост, ведь на момент своего основания он вёл на болотистый клочок земли. Историю поселения на острове, который ныне называется Октябрьский, вы можете найти в прошлой статье.

Лавочный мост далеко не сразу получил такое название. В 1339 году его нарекли в честь святого Георга, а несколькими десятилетиями позже в честь торгового судна ганзейского союза — Когга, сам же мост тогда носил название Коггенбрюкке. Лавочным он стал только спустя столетие, и есть две версии, почему так произошло. По первой — мост был самым широким из всех, вдобавок связывал собой Альтштадт и Кнайпхоф, между которыми случались столкновения. Именно поэтому горожане сделали его «нейтральной» территорией для торговли. По обеим сторонам моста и на берегах реки находились лавки торговцев. Всё это очень напоминает многие европейские крупные мосты с домами или же мост, описанный Марком Твеном в рассказе «Принц и нищий»: «Мост служил проезжей, шумной, многолюдной дорогой и представлял любопытную особенность: по обе его стороны, от одного берега до другого, тянулись непрерывные ряды лавчонок и лавок с квартирами торговцев поверху». Другая версия гораздо проще. С немецкого языка слово Krämer можно перевести как купец или лавочник, а так как за мостом находилась целая улица купеческих домов, то и его назвали Лавочным (Купеческим).

Но не будем терять много времени на рассказы: о мосте вы можете прочитать в специальной статье «Живого Кёнигбсрега». Предлагаю поскорей отправиться на остров Кнайпхоф, где начнётся экскурсия. Оказавшись здесь около ста лет назад, мы были бы поражены. Прямо за Лавочным мостом начиналась самая роскошная и известная улица Кёнигсберга — Кнайпхофше Ланггассе. На русский язык я бы перевёл это как Кнайпхофский проспект, но толкований довольно много,и мы не будем углубляться в них.

Улица эта славилась многим. Именно с неё в конце XIII-начале XIV веков начало расти поселение Фогствердер, которое позже стало городом Кнайпхоф. Это была одна из торговых артерий города, связавших замок Кёнигсберг с южными землями. По этой причине улица активно заселялась купцами — одним из самых богатых сословий Средневековья. Кнайпхофше Ланггассе не была большой и уж точно не походила на Елисейские поля Парижа. Всему виной план застройки города. Как и Альтштадт, Кнайпхоф тоже имел решётчатую схему улиц, с чётким делением участков. Так как остров был маленьким, то и место экономили на всём. Только лишь купцы смогли выбить у Ордена деление участков на Кнайпхофше Ланггассе по 9-11 метров. Впрочем, именно эти черты сделали улицу особенной.

Кнайпхофше Ланггассе. Вид на север. На старом фото виднеется замок Кёнигсберг.

Несмотря на ограниченность пространства, все купцы стремились использовать каждый сантиметр и сделать свой дом не похожим на другие. И им это удавалось! Прогуливаясь по этой улице, вы бы восторгались красотой каждого здания. Соседи стремились перещеголять друг друга во всём, и строительные леса не покидали Кнайпхофше Ланггассе вплоть до Второй мировой войны. Здесь постоянно что-то менялось и перестраивалось, ведь мода не стояла на месте, а иметь фасад в готическом стиле, когда у соседа новомодный барокко, было бы унижением для купца. Эта гонка привела к тому, что фасады большинства зданий на этой улице богачей лишились первоначальных исторических форм.

Несмотря на различия во внешнем облике зданий, они имели и сходства. В каждом доме на Ланггассе до 1864 года была своя небольшая терраса. Это архитектурное явление хорошо описал Бальдур Кёстер: «Перед каждым домом была «терраса», то есть высоко расположенное обнесённое решётками место со скамейками, к которому вела наружная лестница (чаще всего с кованными железными решётками). Основанием террасы было доступное снаружи подвальное помещение высотой в неполный человеческий рост». На этом сходства не заканчивались, ведь практически все дома были одной высоты, имели очень крутые лестницы и высокий первый этаж. К сожалению, до наших дней сохранилось не так много фото, чтобы показать вам всю красоту этой улицы. Нечто подобное ещё можно встретить в старых европейских городах с богатой торговой историей, таких как бельгийский Брюгге.

 

Дом с террасой. Кнайпхоф.

Прогуливаясь по Кнайпхофше Ланггассе в течение разных веков, мы бы каждый раз находили в ней что-то новое. Эта улица менялась постоянно, и виной тому не только богатые купцы и банкиры, следящие за архитектурной модой. Администрация города тоже регулярно вносила свою лепту в облик этой части Кнайпхофа. Самым ярким примером такого вмешательства можно назвать снос знаменитых на весь Кёнигсберг Зелёных ворот.

Некогда около каждого моста на Кнайпхофе находились одноимённые ворота: Лавочные у Лавочного моста, Кузнечные у Кузнечного и так далее. Но более всего горожанам запомнились именно Зелёные ворота, ставшие одновременно окончанием улицы Кнайпхофше Ланггассе и началом южной стороны Кнайпхофа. Впервые эти ворота «засветились» в 1572 году, а уже в конце XVI века их вершину украсила изящная восьмигранная башенка. На фото ниже вы как раз можете видеть именно их. Но судьба была неблагосклонна к этому изящному творению.

Можно подумать, что они были снесены после окончания войны, но нет. Зелёные ворота уничтожены именно властями Кёнигсберга при расширении Кнайпхофше Ланггассе в 1864 году. Тогда же все богатые дома на этой улице лишились своих знаменитых террас. Жители города протестовали и очень не хотели сноса такого замечательного здания, но власти были непреклонны, и Зелёные ворота мы теперь можем видеть только на старинных фотографиях и рисунках.

Кнайпхофше Ланггассе середина XIX века. На фото видны террасы у подъезда каждого дома. Позже они будут снесены.

По центру — шпиль Зелёных ворот. Справа здание старой Биржи с колоннами. Середина XIX века.

Вспоминая заголовок статьи, вы наверняка задались вопросом: «А при чём здесь улица Мильонная, если речь идёт о совершенно другом месте с трудновыговариваемым названием Кнайпхофше Ланггассе?» Ваш вопрос достаточно справедлив. Ответ прост: такое странное имя этой улице дали именно наши с вами земляки во времена, когда Восточная Пруссия была Кёнигсбергской губернией Российской империи, а сам Кёнигсберг дал присягу российской короне. Всё это происходило во время Семилетней войны, а Кёнигсберг принадлежал нашему государству с 1758 по 1762 годы. События этих лет превосходно описаны в дневниках нашего соотечественника, российского ученого и энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова, который в те годы был офицером и участвовал в войне. Цитаты из его дневников приведены с сохранением стиля:

«Не успели мы расположиться на квартирах и кое-как обострожиться, как с нетерпеливостью хотелось нам удовольствовать давнишнее свое желание, и весь сей славный для нас город выходить и осмотреть. Я предпринял путешествие сие на другой же день после нашего прибытия и обегал все наилучшие площади, улицы и места сего города, и не мог довольно налюбоваться красотою и пышностью многих улиц, а особливо так-называемой Кнейпхофской большой улицы, которую наши тотчас окрестили по-своему и назвали Мильонною, потому что вся она была не только прямая, но состояла из наилучших и богатейших домов в городе».

В другом письме Андрея Тимофеевича мы видим более подробное описание улицы:

«… Но никоторая улица не достойна такого замечания, как так называемая Длинная Кнейпгофская, которую наши прозвали Мильонной. Она пересекает всю сию часть (Кнайпхоф) вдоль и имеет сообщение с обоими мостами, которыми связан остров с Альтштатом и Габербергскимфорштатом и из коих один глухой, а другой подъемный, для пропуска судов. Название сие улице сей и не неприлично, потому что из купцов, живущих на ней, есть многие мильонщики, и улицу сию можно почесть наилучшей и богатейшей во всем городе; но дома и ней все сплошные, староманерные, превысокие этажей в пять и в шесть и чрезвычайно узкие, а единая ширина и прямизна придает ей наилучшую красу».

Таким образом Болотов описал почти всю центральную часть Кёнигсберга, поэтому его заметки и письма вызывают огромный интерес. Советую каждому любителю истории обязательно прочесть их, ведь записки и письма насыщены любовью не только к Кёнигсбергу, но и к его коренным жителям. Даже не верится, что всё это написано во время войны.

Улица Кнайпхофше Ланггассе была значительно расширена в конце XIX века, тогда же начали меняться и её дома. К началу XX века в Кнайпхофе становилось всё меньше и меньше родовитых купцов. Их дома выкупали банки, организации и просто богатые люди, желающие жить в центре города. Кёнигсберг начал стремительно преображаться и медленно шёл по пути известных европейских городов. Появлялось всё больше туристов из самых разных стран, а вместе с ними росли гостиницы, рестораны, банки и витрины модных магазинов.

Кнайпхофше Ланггассе к 1912 году стала настоящей туристической Меккой. Первые этажи старинных купеческих домов украшали яркие вывески магазинов, сверкающих огромными витринами. Здесь можно было купить всё.

Если вам нужен сувенир из янтаря, то милости просим в «Дом подарков Киллуса», дом №40. Нужна новая шляпа к скачкам на ипподроме? Пожалуйста! К Вашим услугам шляпный магазин Франца Рихтера, в доме номер 50.

Кёнигсберг 1912 года пользовался большой популярностью среди российских туристов. В некоторых магазинах даже были русскоговорящие продавцы, а для приезжих выпускались подробные путеводители. Ниже вы увидите несколько вырезок с рекламой магазинов именно для тех, кто имел счастье видеть Книгсберг во времена его расцвета…


Ну вот, уважаемые читатели, нам пришло время расстаться, в этот раз у Зёленого моста. Здесь некогда заканчивалась знаменитая улица Кнайпхофше Ланггассе или же Мильонная — кому как больше нравится. Вторая мировая война не пощадила её, как и весь Кнайпхоф. Сейчас ровно над этой улицей проходит Эстакадный мост, в жертву которому были принесены и Лавочный, и Зелёный мосты старого города. Я бы мог закончить свою статью словами, что от самой богатой улицы не осталось и следа, но это было неправдой. Проводя экскурсию около года назад, под Эстакадным мостом я заметил ряд бордюрных камней, плавно уходящих в грунт. Здесь когда-то и заканчивалась Кнайпхофше Ланггассе, тихо вливаясь в пролёт Зеленого моста, и этот бордюр — всё, что осталось до наших дней от некогда великой улицы Кёнигсберга…

Бордюр, некогда ограждавший окончание Кнайпхофше Ланггассе.

Современные фотографии: Кирилл Новиков

Выпрямление изогнутого вала

Погнутый вал может возникнуть в результате повреждения во время транспортировки, монтажа или эксплуатации. Методы правки вала при правильном применении иногда можно использовать для спасения поврежденного вала.

Из-за различных задействованных переменных коррекция изгиба вала может быть не только наукой, но и искусством. Каждая заявка уникальна и требует индивидуального рассмотрения.

Оглавление:

  • Измерение прямолинейности
  • Механическая правка вала
  • Метод точечного нагрева

Что такое определение изогнутого вала?

В идеально прямом валу центры поперечного сечения каждого вала от конца до конца лежат на прямой линии. Вал погнут, если это не так.

В изогнутом валу ось вала отличается от оси его вращения. Диапазон орбиты или вращения, вызванный изгибом вала, определяется как биение вала и обычно измеряется с точки зрения «TIR» (общее показание индикатора).

Рис. 1. Определения биения вала.

Каковы последствия эксплуатации оборудования с погнутым валом?
Их несколько, в том числе…

  • Несоосность вала
  • Вибрация оборудования из-за дисбаланса
  • Повреждение подшипников, уплотнений и муфт
  • Контакт и возможное заедание с поверхностями с малым зазором
  • Усталость материала

Из-за чего изгибаются валы?
Погнутый вал может быть вызван одним или несколькими из следующих факторов…

Механическая перегрузка:

  • Повреждение при такелаже или неправильном обращении
  • Удар во время работы
  • Несоосность машины

Снятие внутреннего напряжения:

  • Неодинаковая обработка
  • Вибрация при транспортировке
  • Неправильное обращение с материалом при термообработке, прокатке, ковке, снятии термических напряжений
  • Повышенная температура во время работы

Напряжения сборки при сборке:

Первоначально прямой вал может изгибаться из-за нагрузок, вызванных сильной термоусадкой с сопрягаемыми компонентами, такими как, например, турбинное колесо.

Изогнутые валы, вызванные напряжениями при сборке, обычно нельзя исправить простым выпрямлением самого вала. Сборка должна быть проанализирована как единое целое и соответствующим образом скорректирована. Иногда для достижения необходимой прямолинейности требуется изменение посадки между валом и его сопрягаемыми компонентами.

Какой метод правки коленчатого вала лучше всего?

К сожалению, на этот вопрос нет простых ответов. Успешный ремонт правки вала зависит от нескольких взаимосвязанных переменных, в результате чего метод, который оказался успешным в одном случае, может оказаться непригодным в другом.

В общем, можно с уверенностью сказать, что лучший метод — это тот, который требует наименьшего количества исправлений для достижения желаемого допуска на прямолинейность, который создает наименьшую дополнительную нагрузку на вал.

Желательно попытаться сделать как можно меньше настроек для достижения желаемого результата. Чем больше раз отклоняется вал, тем выше вероятность того, что индуцированные напряжения в материале вызовут больше проблем, чем решат.

В идеальном процессе правки изогнутого вала ремонт ослабляет напряжения в волокнах материала, которые первоначально вызвали изгиб вала. Если процесс восстанавливает волокна деформированного материала стержня до их исходного состояния до изгиба, шансы на долгосрочный успешный результат высоки. Однако на практике это может оказаться трудным.

На практике процесс правки изогнутого вала иногда просто создает дополнительные напряжения в материале, которые противодействуют напряжениям материала, вызвавшим первоначальный изгиб. В результате волокна материала вала, которые первоначально вызвали изгиб вала, остаются в напряженном состоянии после завершения ремонта. Однако долгосрочный успех «уравновешенных напряжений» сомнителен и непредсказуем, поскольку эти материальные напряжения могут со временем ослабевать.

Чтобы определить подходящий подход для конкретного приложения, полезно просмотреть и оценить факторы, обсуждаемые в следующем разделе.

Какие факторы определяют возможность успешного ремонта правки коленчатого вала?

При срочном простое оборудования может возникнуть соблазн начать процесс ремонта без полного понимания проблемы или рассмотрения последствий предлагаемого исправления. Однако стоит потратить несколько минут на то, чтобы правильно оценить ситуацию, чтобы определить, является ли выбранный курс действий подходящим.

Перед запуском важно иметь четкое представление о проблеме и не торопиться при исправлении прямолинейности вала.

Успешный ремонт правки изогнутого вала иногда может быть трудоемкой операцией, которая может потребовать нескольких итераций для достижения желаемого результата.

Некоторые критерии, определяющие результат проекта по выпрямлению изогнутого вала, включают…

Причина изгиба

Чтобы определить возможность успешного выпрямления погнутого вала и выбрать подходящий метод ремонта, важно понять, почему он изначально вышел из строя.

Валы, погнутые в результате механической перегрузки , как правило, легче диагностировать и выпрямить, чем другие типы изгибов. Они также могут иметь более высокую вероятность постоянного успеха.

Однако, если искривление вала является результатом неравномерной релаксации внутренних напряжений внутри самого вала, процесс правки может занять очень много времени. Из-за внутренних напряжений вала процедура, выполняемая в одном месте, иногда может привести к неожиданному изгибу в другом месте. Из-за непредсказуемой характеристики внутренних напряжений правка таких валов может быть временной с неопределенными долгосрочными результатами.

Тип изгиба

Успех проекта по выпрямлению изогнутого вала зависит от типа изгиба, который необходимо исправить. Например, вал, имеющий прогиб в одном месте, ремонтировать легче, чем вал с несколькими изгибами или вал, имеющий постепенное искривление по всей длине. Наиболее трудными для выпрямления типами изгибов являются те, которые сочетают в себе изгиб и скручивание.

Карта обследования изогнутого вала используется для определения типа изгиба, который необходимо выпрямить.

Материал вала

Материал, из которого изготовлен вал, является важным фактором, определяющим возможность успешного ремонта. Некоторые материалы по своей природе более стабильны, чем другие, и поэтому менее подвержены деформации. Те же самые материалы, как правило, более щадящие при выпрямлении и, следовательно, больше подходят для ремонта.

Материал вала имеет особое значение, если рассматривается один из методов термической правки. Применение тепла к локальным участкам вала имеет неприятный побочный эффект изменения твердости с нежелательным результатом в виде участков твердости и возможного растрескивания под тепловым напряжением.

Валы, изготовленные из стали с низким и средним содержанием углерода (от 0,10 до 0,50 углерода), с меньшей вероятностью будут иметь проблемы, связанные с материалом, во время правки. Тем не менее, валы, которые закалены или изготовлены из стали с высоким содержанием углерода, высоколегированной стали, нержавеющей стали или цветного материала, должны оцениваться в каждом конкретном случае.

Конструкция вала

Конструкция вала может включать такие элементы, как шпоночные канавки, конусы, буртики, резьба, отверстия и т. д. В целом, чем больше число элементов конструкции, тем сложнее может быть ремонт с выпрямлением изгиба. Особенности конструкции вала действуют как концентраторы напряжения. Помимо того, что они являются фактором, способствующим первоначальному изгибу, они также могут повлиять на успех ремонта с выпрямлением изогнутого вала.

Соотношение длины вала и диаметра также необходимо учитывать. Конструкции меньшей длины и большего диаметра гораздо более стабильны, чем длинные и тонкие типы валов, например, используемые в турбинных насосах.

Применение вала

При определении целесообразности ремонта важно учитывать тип применения , в котором используется вал, и последствия возможного отказа .

Например, вал, используемый в низкоскоростном, низкодопускном, некритическом приложении, очевидно, имеет больший запас погрешности, чем вал, который используется в машине с малым зазором и высокой частотой вращения.

Стоимость простоя машины, а также затраты на оплату труда по устранению повреждений — все это факторы, которые необходимо оценить.

Измерение прямолинейности вала

Каковы типичные допуски прямолинейности вала?
Допуски варьируются в зависимости от типа оборудования и скорости его вращения во время работы.

Основной практический допуск прямолинейности вала промышленного стандарта составляет 0,001 дюйма/фута (0,083 мм/м) длины для вращающегося оборудования общего назначения.

В других случаях, таких как, например, высокоскоростные многоступенчатые насосы, требуемая прямолинейность может составлять всего 0,0005 дюйма (0,013 мм) в любой точке по длине вала.

Перед началом ремонта с выпрямлением важно получить рекомендуемый производителем оборудования допуск прямолинейности.

Что такое карта обследования изогнутого вала и чем она полезна в процессе правки вала?
Карта обследования изогнутого вала — это инструмент для понимания типа изгиба , который необходимо выпрямить. Это также помогает идентифицировать местоположение и величину изгиба. Эта информация помогает определить возможность выпрямления изогнутого вала, а также используется для выбора подходящего метода ремонта.

Не совершайте ошибку, начав ремонт без предварительного создания карты обследования. Первоначальный осмотр перед началом коррекции используется для документирования исходного состояния изогнутого вала.

Какова процедура создания карты съемки изогнутого вала?

Рис. 2. Типичная установка для проведения исследования прямолинейности вала.

Процедура:

  1. Поддержите вал так, чтобы он мог свободно вращаться. Для этого вал можно поддерживать с помощью V-образных блоков, как показано на рис. 2, или поддерживать между центрами на токарном станке. В некоторых случаях вал может вращаться на месте в корпусе машины, опираясь на опорные подшипники.
  2. Независимо от того, как поддерживается вал, важно, чтобы показания циферблатного индикатора были постоянными и воспроизводимыми.

  3. С помощью маркера с фломастером нанесите « Контрольная метка вращения » на валу, как показано на рис. 2. Положение и ориентация маркировки произвольны, но после ее нанесения одна и та же метка используется повсюду. Процесс правки вала.
  4. Создать несколько равномерно расположенных » Осевые референтные метки » на вал с помощью фломастера. Количество осевых меток и расстояние между ними не имеют решающего значения и могут варьироваться в зависимости от длины и диаметра вала. Осевые метки используются на протяжении всего процесса.
  5. Расположите циферблатный индикатор над одной из осевых контрольных меток, как показано на рис. 2. Начиная с контрольной метки вращения в положении 12:00, медленно вращайте вал. Когда вал вращается, наблюдайте за полным диапазоном хода, измеряемым циферблатным индикатором, также известным как 9.0080 Общее показание индикатора (TIR). В целях согласованности обычно полезно записывать величину отклонения вала , которая составляет половину полученного значения TIR. Например, если общее показание индикатора (TIR) ​​составляет 0,004 дюйма (0,1 мм), зарегистрированное значение отклонения вала составляет 0,002 дюйма (0,05 мм).
  6. С циферблатным индикатором, расположенным, как описано в предыдущем шаге, обратите внимание на ориентацию контрольной отметки вращения, которая соответствует «высшей» точке отклонения вала, измеренной циферблатным индикатором. Например, если циферблатный индикатор показывает, что его максимальное отклонение происходит, когда опорная метка вращения находится в положении 3:00, запишите положение 3:00 на карте съемки.
  7. Повторите вышеописанные шаги в каждом месте расположения осевых референтных меток на валу, чтобы для каждого места было записано значение для отклонения и ориентации .
  8. Просмотрите карту съемки, чтобы определить, есть ли тренд в данных. Независимо от того, имеет ли ствол изгиб, постепенный изгиб, простой изгиб в одном месте или, возможно, несколько изгибов, данные геодезической карты должны помочь определить тип изгиба, присутствующего в стволе.
  9. Определите место для выполнения коррекции выпрямления изогнутого вала. Наилучшее место обычно представляет собой единственную точку на валу, где происходит наибольшее отклонение, и может не находиться ни в одном из ранее зарегистрированных мест. Просмотрев карту съемки, переместите циферблатный индикатор в осевые точки, где тенденция данных предполагает, что может произойти наибольшее отклонение. Методом проб и ошибок найдите место наибольшего отклонения и отметьте его.

Хорошей практикой является обновление карты съемки на протяжении всего процесса правки, особенно в сложных проектах, требующих исправления нескольких изгибов.

По завершении ремонта важно создать последнюю карту обследования, которая будет служить окончательным отчетом о проверке прямолинейности вала.

В конфигурации, показанной на рис. 2, циферблатный индикатор расположен очень близко к V-образному блоку опоры вала. Какова цель чтения в этот момент? Разве биение, измеренное возле опоры вала, не должно всегда равняться нулю?

Да, должен измерять ноль в этой точке. Цель снятия показаний вблизи опоры вала состоит в том, чтобы убедиться, что она это ноль. Если биение равно , измеренному в этом месте, это, вероятно, связано с неровностями опоры вала или округлостью самого вала, а не с изгибом. Это применимо независимо от того, поддерживается ли вал в V-образных блоках, между центрами токарного станка или каким-либо другим подшипниковым узлом.

Любые проблемы биения опоры вала необходимо решить, прежде чем приступать к созданию карты съемки. В противном случае эти ошибки исказят полученные картографические данные.

В установке, показанной на рис. 2, не будет ли гравитация вызывать провисание вала посередине? Повлияет ли провисание на данные карты обзора?

Да, вал будет провисать, если его поддерживать, как показано. Однако, , если вал имеет однородное поперечное сечение , провисание должно быть одинаковым при его вращении в процессе картирования съемки. Если это так, провисание из-за действия гравитации можно не учитывать при создании карты съемки.

Методы выпрямления изогнутого вала

Какие существуют типичные методы выпрямления изогнутого вала?
Их несколько, в том числе…

  • Механическая правка вала
  • Точечная правка вала нагрева
  • Выпрямление вала
  • Выпрямление противоположных нагревательных и охлаждающих валов

Метод механического выпрямления вала

Что такое ремонтная процедура механической правки вала, также известная как «Холодная правка вала»?

Рис. 3. Типичная установка метода механической правки.

Процедура:

  1. Создание карты обследования изогнутого вала для определения местоположения и составляют необходимой коррекции изгиба.
  2. Установите изогнутый вал в подходящий пресс, как показано на рис. 3. Поверните вал так, чтобы «высокая сторона» изгиба с наибольшей величиной отклонения располагалась непосредственно под плунжером пресса. Установите циферблатный индикатор, как показано на рис. 3, для контроля отклонения вала.
  3. Медленно нажмите на пресс, чтобы приложить усилие к валу, следя за величиной отклонения на циферблатном индикаторе. Чтобы почувствовать реакцию вала на коррекцию изгиба, рекомендуется работать поэтапно, а затем отпускать пресс, чтобы наблюдать за результатом.
  4. Обычно при втягивании пресса происходит «отпруживание» материала. Методом проб и ошибок можно определить величину чрезмерной коррекции, которая необходима для устранения изгиба вала.

  5. Повторяйте процесс, пока не будет достигнута желаемая прямолинейность вала.

Каковы преимущества и недостатки метода механической правки вала?
Преимущества:

  • Из всех процессов правки вала механический метод ближе всего к устранению основной причины проблемы во многих случаях. По этой причине механический метод часто считается подходом первого выбора.
  • При правильной настройке ремонтный цикл механическим способом можно выполнить относительно быстро. Результаты можно легко контролировать в течение всего процесса, наблюдая за показаниями циферблатного индикатора. Для данного вала величина требуемой коррекции относительно постоянна и воспроизводима.
  • Поскольку метод механической правки вала не требует использования тепла, его можно использовать для более широкого диапазона материалов вала, чем процесс точечного нагрева.

Недостатки:

  • Для механического метода правки вала требуется пресс достаточной мощности для исправления изгиба вала. Для больших валов наличие подходящего пресса и погрузочно-разгрузочного оборудования может быть ограничением. По тем же причинам этот процесс может быть затруднен, когда вал находится на месте.

Метод точечной правки теплового вала

Какова процедура выпрямления изогнутого вала методом точечного нагрева?

Рис. 4. Типичная установка для правки валов точечным нагревом.

Процедура:

  1. Создайте карту обследования изогнутого вала, чтобы определить местоположение и величину требуемой коррекции изгиба. Поверните вал так, чтобы «высокая сторона» изгиба с наибольшей амплитудой была направлена ​​вверх, как показано на рис. 4. Успех метода точечной правки вала частично зависит от веса самого вала, который помогает исправить изгиб. .
  2. Расположите циферблатные индикаторы рядом с местом изгиба, как показано на рис. 4. Если вал поддерживается между центрами токарного станка, слегка ослабьте центральную предварительную нагрузку, чтобы вал мог изгибаться во время процесса правки вала без заклинивания.
  3. Работая быстро, нагрейте участок вала диаметром примерно 0,5–1 дюйм (12–25 мм) с помощью сварочного наконечника кислородно-ацетиленовой горелки. Цель состоит в том, чтобы достичь перепада температур или локальной горячей точки между обогреваемой областью и окружающей территорией. Поэтому применяйте тепло равномерно и постоянно, следя за циферблатными индикаторами.

    Очень важно следить за циферблатными индикаторами в течение всего процесса нагрева, так как все происходит быстро, обычно в течение нескольких секунд.

    По мере нагревания вала циферблатные индикаторы поднимутся на , показывая, что величина изгиба равна , временно увеличивая . Это желаемый результат, хотя и кажется нелогичным.

  4. Важно сначала почувствовать реакцию вала на реверсирование изгиба. Во время первого цикла точечного нагрева нагревайте вал до тех пор, пока циферблатные индикаторы не покажут термическое отклонение, в три раза превышающее первоначальный изгиб.

    Используя результаты первого цикла правки вала, скорректируйте фактическую величину указанной тепловой деформации, требуемую для последующих циклов правки.

    Если это кажется больше искусством, чем наукой… так оно и есть.

    Выпрямление шахт точечного нагрева требует тщательного наблюдения и обучения методом проб и ошибок. Однако, как правило, можно достичь хороших результатов путем методичного применения процесса.

    Фото предоставлено Machinist’s Inc.

  5. Когда циферблатные индикаторы показывают, что желаемое отклонение достигнуто, снимите нагрев и дайте валу остыть. Чтобы ускорить процесс, цикл охлаждения можно ускорить различными способами, такими как обливание водой вала, использование сжатого воздуха, системы распыления тумана или просто использование влажной губки или влажной ткани.

    Если вал выпрямляется в машине с системой охлаждения на водной основе, ее также можно использовать для охлаждения вала, как показано здесь.

    По мере охлаждения вала циферблатные индикаторы будут двигаться в направлении, противоположном тому, что они делали во время процесса нагрева. Продолжайте охлаждение до тех пор, пока нагретая область не станет той же температуры, что и остальная часть вала.

  6. ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательно дайте валу полностью остыть перед выполнением измерений или дальнейшей коррекцией, поскольку он будет продолжать двигаться в течение всего процесса охлаждения.

  7. После завершения охлаждения измерьте величину изгиба, который теперь существует в области, которая была только что выпрямлена. Сравните это новое значение с предыдущим изгибом перед ремонтом.

    Если после первого ремонтного цикла улучшение изгиба не наблюдается, повторите процесс точечного нагрева, увеличивая тепловое отклонение с небольшими приращениями на 0,010–0,020 дюйма (0,25–0,50 мм) больше, чем в предыдущем цикле. предыдущая попытка.

    ПРИМЕЧАНИЕ: В какой-то момент, если требуемое количество тепла приводит к тому, что вал становится тускло-вишнево-красным, не оказывая влияния на исправление изгиба, метод точечного нагрева не подходит в качестве метода ремонта для этого конкретного вала. и необходимо использовать альтернативный процесс.

  8. Повторяйте процесс, пока не будет достигнута желаемая прямолинейность вала.

Как в принципе работает процесс точечной правки валов?

Опытные сварщики знакомы с деформацией металла, известной как «волочение» или «зона термического влияния», которая возникает в процессе сварки. Точечный выпрямление валов тепла использует тот же принцип. Механика процесса следующая:

  1. Небольшая область быстро нагревается, так что материал в локализованной области находится в размягченном, полупластичном состоянии, в то время как окружающий материал остается относительно холодным и твердым.
  2. Материал точечного нагрева расширяется при нагревании. Поскольку локально нагретая область окружена твердым (более холодным) материалом вала, тепловое расширение вызывает рост в единственном доступном свободном пространстве… по направлению к поверхности вала. Это расширение создает приподнятую выпуклость на поверхности вала, характерную для данного процесса.
  3. При охлаждении вала естественно предположить, что материал в приподнятом выступе вернется в исходное состояние до нагрева. На самом деле открытая поверхность выпуклости остывает быстрее всего и затвердевает в поднятом состоянии.
  4. Самый центр нагретого пятна остывает последним, и при его охлаждении материал сжимается. На этой стадии процесса центральное пятно со всех сторон окружено материалом, находящимся в более прохладном, застывшем состоянии.
  5. Сжатие центра создает растягивающее напряжение в этом месте, которое очень близко к пределу текучести материала. Локализованное растягивающее напряжение создает силу, которая тянет окружающий материал и заставляет вал прогибаться.

На рис. 5 красными линиями показаны усилия на валу, возникающие в результате локализованной области растяжения. При правильном выполнении в правильном месте силы натяжения могут привести вал к прямолинейности.

Рис. 5. Вал точечного нагрева.

Каковы преимущества и недостатки метода правки гнутого вала точечным нагревом?
Преимущества:

  • В методе используется легкодоступное промышленное ремонтное оборудование.
  • При необходимости процесс может выполняться на месте, где расположен вал, независимо от того, установлен ли он на оборудовании, в котором он работает, или на станке, таком как токарный станок.

Недостатки:

  • Процесс создает высокие напряжения в материале в концентрированных зонах. Напряжения могут со временем ослабевать и влиять на прямолинейность вала.
  • Точечный нагрев может создать зону термического влияния, что нежелательно при работе с валами ответственных применений. Тенденция к образованию локальных участков твердости или трещин под напряжением ограничивает материалы вала, подходящие для этого процесса.
  • Точечный нагрев создает слегка приподнятый выступ в материале вала в области, которая была нагрета. Выступ необходимо тщательно удалить перед использованием вала, особенно если он находится в области подшипника или поверхности уплотнения.
  • Этот процесс может занять очень много времени. После каждого цикла нагрева вал необходимо полностью охладить до однородной температуры перед оценкой результатов.
  • Не существует точного метода определения необходимого количества тепла. Количество тепла, необходимое для каждого проекта, лучше всего определяется методом проб и ошибок. Обычно для достижения желаемого результата требуется несколько итераций.

Наверх

Осмотр блока цилиндров помогает обеспечить долгосрочную перестройку двигателя грузовика

Осмотр блоков цилиндров является ключевым этапом восстановления или ремонта двигателя дорожного грузовика Cat®. Невыполнение проверки на верхней палубе является распространенной ошибкой при ремонте двигателя, которая может привести к выходу из строя прокладки цилиндра и повреждению блока цилиндров.

Осмотр блока цилиндров особенно важен во время второго или третьего капитального ремонта или капитального ремонта двигателя с большим пробегом. Следуйте этим полезным советам по проверке, чтобы убедиться, что ваш восстановленный двигатель прослужит и будет работать как новый.

ШАГ ПЕРВЫЙ: ОСМОТР ВЕРХНЕЙ ПАЛУБЫ*

Одной из самых распространенных ошибок при ремонте является неправильный осмотр блока цилиндров. Пропуск этого шага может привести к преждевременному выходу из строя прокладки головки блока цилиндров, а также к повреждению блока цилиндров, и это особенно важно, если вы находитесь на втором или третьем капитальном ремонте или у вас двигатель с большим пробегом.

  • • Снимите головку блока цилиндров, распорную пластину и вкладыши
  • • Тщательно очистите блок. Убедитесь, что в литейные отверстия не попал мусор, который может загрязнить системы охлаждения и смазки
  • .

  • • Проверьте и очистите все отверстия под болты. Опять же, убедитесь, что нет мусора или посторонних материалов, иначе вы не получите надлежащего крутящего момента при замене головки блока цилиндров
  • .

  • • Проверьте плоскость поверхности деки от угла к углу и между цилиндрами
  • • Ищите эрозию и трещины вокруг отверстий гильзы цилиндра

Если ваш блок чистый, прямой и без трещин или эрозии, вы готовы ко второму шагу. Если нет, вам нужно сначала выполнить зенковку.

ЭТАП ВТОРОЙ: ПРОВЕРКА НИЖНЕЙ ЗЕНКОВКИ*

Далее следует осмотр гильз двигателя и нижней расточенной расточки.

  • • Снимите вкладыши, используя подходящий инструмент для удаления вкладышей, а не молоток
  • • Осмотрите поверхности гильзы на наличие эрозии или кавитации
  • • Проверьте нижнюю поверхность расточенного отверстия на наличие точечной коррозии и эрозии, которые обычно развиваются вблизи нижнего уплотнения гильзы

Если нет питтинга или эрозии, переходите к третьему шагу. В противном случае нанесите эпоксидную смолу или обработайте область, чтобы сгладить поверхность, что поможет предотвратить утечки в масляный поддон и чрезмерное движение вкладыша.

ШАГ ТРЕТИЙ: ИЗМЕРЕНИЕ ПРОЕКЦИИ ЛАЙНЕРА*

Последним шагом перед началом восстановления является измерение выступа гильзы. Измерение заключается в том, насколько гильза выступает над проставочной пластиной в верхней части блока цилиндров.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>